Архив номеров

Органическая продукция: жизнь по новым правилам

Российский продовольственный рынок активно и существенно меняется. Это во многом связано с вступлением в силу 1 января 2020 г. Федерального закона от 03.08.2018 № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон об органической продукции, ФЗ № 280). В начале февраля в Москве в рамках XXVII Международной выставки продуктов питания, напитков и сырья для их производства (Продэкспо-2020) прошли мероприятия, посвященные данной теме: открывающая сессия РБК «Рынок продовольствия и напитков: курс на экспорт, здоровый образ жизни и органику» и практическая конференция «Органик в законе: живем по новым правилам».

Перспективная органика

Оценивая итоги минувшего года в отечественной сельскохозяйственной отрасли, участники говорили как об успехах, так и о том, чего пока не удалось достичь. Одни отмечали «энергичное, эффективное развитие сельского хозяйства», другие констатировали, что «существенного прироста добавленной стоимости не произошло». Правы и те и другие. Дейст-вительно, на фоне общей экономической ситуации в стране рост в сельском хозяйстве впечатляет — плюс 4%. Вместе с тем в структуре экспорта по-прежнему преобладает сырье, а не продукты переработки. Очевидно, что сельхозотрасли необходим качественный рост, связанный с созданием добавленной стоимости, использованием высоких технологий, повышением потребительских свойств продукции — она должна быть экологичной, соответствовать критериям здорового образа жизни. В этом контексте перспективно выглядит сектор органической продукции, спрос на которую постепенно растет. В рамках Продэкспо-2020 для производителей органической продукции был выделен отдельный раздел — «Продэкспо Органик». Кроме того, органическая продукция была представлена на 150 стендах других разделов выставки.

Закон об органической продукции регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортированием, маркированием и реализацией данного вида продукции, вводит запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и откорма животных, гормональных препаратов, генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов, на трансплантацию эмбрионов, клонирование и методы генной инженерии, использование гидропонного метода выращивания растений, ионизирующего излучения и др.

Ст. 5 ФЗ № 280 посвящена подтверждению соответствия производства органической продукции и устанавливает, что оно «осуществляется в форме добровольной сертификации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании» аккредитованными органами. Сертифицированные производители смогут войти в Единый государственный реестр производителей органической продукции. Доступ к включенной в него информации, содержащей сведения о производителях органической продукции и видах выпускаемой ими продукции, о сертификатах соответствия и выдавших их органах, будет открытым, что очень важно для обеспечения защиты интересов потребителя.

После подтверждения соответствия производители органической продукции получают право наносить на свою продукцию соответствующую маркировку. При этом размещать маркировку органической продукции на упаковке сырья и пищевых продуктов, произведенных в установленный ФЗ № 280 переходный период, не допускается.

Кроме того, закон об органической продукции предусматривает меры гос-поддержки и устанавливает информационное и методическое обеспечение в сфере производства органической продукции.

Таким образом, ФЗ № 280 охватывает все аспекты, связанные с производством органической продукции, и приз-ван дать импульс развитию в России данного сектора, который пока выглядит не очень впечатляюще на общемировом фоне.

В начале пути

В России органическое производство начало формироваться десять лет назад. Европейская практика в этой сфере насчитывает сто лет. В нашей стране пока всего лишь 96 производителей органики, а, например, в Италии их около 30 тыс. Поэтому не приходится удивляться, что доля российских продуктов на отечественном рынке органических товаров в настоящее время составляет 20%, остальное — импорт.

Объем мирового рынка органической продукции сегодня — 100 млрд долл., ее основными производителями и потребителями являются США и страны Евросоюза. В РФ такой продукции в настоящее время выпускается всего на 250 млн долл., но уже к 2024 г. этот показатель может вырасти до 4 млрд долл., а в общем объеме отечественной сельхозпродукции органическая должна составить 14%.

Конечно, на пути развития сектора органической продукции немало сложностей. О них напомнила вице-президент ТПП РФ Е.Н. Дыбова. По ее словам, «органика — это полное отсутствие пес-тицидов, нужен навоз, а у нас отсутствует крупный рогатый скот». К тому же есть проблема с платежеспособностью населения: органическая продукция недешевая, например, органическое мясо втрое дороже обычного, а средний чек в рознице падает даже на обычную продукцию. По мнению вицепрезидента ТПП РФ, государство должно создать необходимую инфраструктуру для развития органического производства, сформировать систему мер поддержки предпринимателей, работающих в этом секторе.

Так что российская органика — в начале пути.

Обеспечить доверие Исполнительный директор Национального органического союза России О.В. Мироненко убежден, что главная задача — сделать так, чтобы российский органический продукт соответствовал мировым практике и стандартам и чтобы потребитель мог быть в этом уверен.

На сегодняшний день из 96 российских производителей органической продукции требованиям ФЗ № 280 соответствуют лишь 20 компаний, да и то не в полной мере.

Для обеспечения доверия потребителя к производителю и ритейлу необходима надежная система сертификации. Пока ее создание сталкивается с рядом проблем, главная из которых — недостаток квалифицированных кадров для работы в аккредитованных органах по сертификации. Сейчас в стране всего пять инспекторов, имеющих необходимую квалификацию для сертификации органики, а сертифицировать предстоит по 200 предприятий в год. Для того чтобы справиться с таким объемом работы, необходимо ежегодно увеличивать штат на десять инспекторов и одного эксперта. Здесь тоже есть проблема: в России, в отличие от мировой практики, не разделены понятия инспектора, который работает непосредственно «в поле», и эксперта, работающего в лаборатории.

Новых сотрудников органов по сертификации нужно обучать. Почему их не начали готовить раньше (ведь закон об органической продукции был принят два года назад)? «Потому что у нас до вступления закона в силу обычно ничего не делается», — считает О.В. Мироненко. Получается, что формировать надежную, полностью отвечающую поставленным задачам систему сертификации придется на ходу, вдогонку за принятым законом.

На 1 января 2020 г. на российском рынке сертификации были аккредитованы всего три компании, одна из которых пока не может работать в полном объеме. Этого явно недостаточно. Об этой проблеме говорят и представители данной сферы. По словам генерального директора ООО «Органик Эксперт» Т.И. Волковой, «очень мало сертифицирующих компаний и мало специалистов». Неудивительно, что сертифицирующие органы крайне загружены.

В таких условиях российские производители могут пройти сертификацию в зарубежных компаниях, но подходить к выбору органа по сертификации нужно очень тщательно.

Не вполне определенная ситуация сложилась с импортерами органики. Как отметил О.В. Мироненко, Рос-потребнадзор до сих пор не дал ответа, могут ли иностранные производители продавать свою продукцию как органическую на российских прилавках после вступления в силу ФЗ № 280.

Требуют доработки и действующие стандарты на производство органической продукции. Их явно недостаточно. В частности, отсутствует стандарт по дикоросам, что приводит к неопределенности на этом рынке. Несмотря на свой огромный потенциал, Россия занимает 47-е место в мире по производству дикоросов. В нашей стране для этой продукции сертифицировано всего лишь 30 тыс. га, только 13 российских предприятий сертифицированы по международным стандартам и могут ее экспортировать. А между тем дикоросы — это самое чистое, самое органическое сырье, ценный пищевой ресурс.

Для реализации этого огромного потенциала нужен национальный стандарт на дикоросы, так как ГОСТ 33980—2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» не регламентирует производство этой продукции.

«Стандарты и качество» Март 2020

Рубрика: События
01.03.2020

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!