Архив номеров

России нужна единая политика цифровизации промышленности

Цифровые технологии активно входят в нашу жизнь. Пандемия COVID-19 стала катализатором этих процессов. Работа в удаленном формате наглядно продемонстрировала обществу преимущество и потенциал диджитализации в построении управленческих процессов, ведении переговоров, организации конференций. Но в первую очередь сегодня стране необходима цифровизация производства, которая станет платформой не только для выхода из экономического кризиса, но и для дальнейшего развития российской промышленности.

Переход отечественной промышленности к современным методам управления и производства потребует реализации структурных реформ, внедрения новых цифровых инструментов и сервисов, развития национальной инфраструктуры качества и новых направлений стандартизации, цифровизации всех элементов системы технического регулирования. Эти вопросы обсуждались 7 июля на онлайн-сессии «Стандарти-зация как основа индустрии 4.0» в рамках Междуна-родного промышленного марафона «ИННОПРОМ» — крупнейшего события года, объединившего промышленников из Европы, Азии, Америки.

Д.А. Пумпянский, председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

В современных условиях социально-экономическая трансформация общества происходит под непосредственным влиянием массового внедрения цифровых технологий. Период вынужденного карантина, связанного с пандемией COVID-19, доказал эффективность использования новых инструментов во всех сферах жизни и экономики. Это свершившийся факт.

Сегодня на повестке дня — вопросы уже не просто восстановления экономики, но ее дальнейшего опережающего развития, важнейшим инструментом которого является цифровизация предприятий, компаний, целых отраслей промышленности.

Определенные достижения в этом направлении уже есть. Российские предприятия реализуют ряд успешных проектов в области цифровизации. В частности, производители железнодорожной техники широко применяют цифровые технологии в производстве: проекты «Умный локомотив», «Цифровые двойники», «Цифровое депо». Это позволяет создавать цифровую среду обмена данными между производителями и эксплуатантами железнодорожной техники. Те же процессы идут и в других отраслях промышленности на крупных предприятиях: ПАО «КАМАЗ», ПАО «Россети», ГК «Росатом», ПАО «Газпром нефть». Но сегодня этого недостаточно — России нужна единая политика цифровизации промышленности.

За рубежом для решения подобных задач разрабатываются специализированные платформы, одна из ведущих — Industry 4.0 в Германии. Именно поэтому для успешного развития цифровой экономики особенно важна работа Совета по техническому регулированию и стандартизации для цифровой экономики (далее — Совет), который два года назад был создан РСПП и Восточным комитетом германской экономики. Сегодня в деятельности Совета принимают участие более 100 экспертов из Германии и России. Цель сотрудничества — сближение нормативной базы России и Германии в области цифровых производств, развитие инфраструктуры качества, совместная работа над ИТ-стандартами для цифровых платформ.

Мы считаем, что назрела необходимость принятия на государственном уровне решения о развертывании работ по созданию платформы промышленности Российской Федерации 4.01. По мнению экспертов Совета, для этого необходимы прежде всего переход промышленности к современным методам планирования и управления по аналогии с платформой Industry 4.0, подготовка межведомственного плана по созданию отечественной платформы «Промышленность РФ 4.0», утверждение и реализация программы разработки и внедрения комплекса ИТ-стандартов.

А.Н. Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Непростая ситуация последних месяцев подтвердила правоту тех компаний, которые инвестировали в цифровизацию. Это направление будет актуально все последующие годы. Новые подходы к организации производства, перевод сотрудников на удаленную работу, взаимодействие с клиентами, органами власти, контрагентами в электронном формате стали сейчас повседневной практикой. Альтернатива цифровым платформам, к сожалению, во многих случаях — полное прекращение деятельности.

Для бизнеса, готового к быстрым радикальным изменениям, сложившаяся ситуация не только создала дополнительные риски и вызовы, но и открыла новые возможности для роста в будущем. Безусловно, этому должны способствовать долгосрочные стратегические решения. Они прописаны в Национальном плане восстановления экономики, выполнение которого должно обеспечить восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и структурные изменения в долгосрочном периоде. План разработан правительством при самом активном участии российского бизнеса, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Надеюсь, что в ближайшее время президент его утвердит, и тогда у нас появится возможность для реализации быстрых структурных реформ, в необходимости которых мы были уверены и ранее.

Ключевым в плане является раздел, посвященный запуску нового инвестиционного цикла, основанного на современных цифровых технологиях. Документом, в частности, предусмотрены такие механизмы поддержки производственной инвестиционной активности, как специальные инвестиционные контракты в новой редакции, так называемые СПИК 2.0, соглашения о защите и поддержке инвестиций (нормативная база по ним будет готова в ближайшее время), сохранение условий ведения бизнеса на весь период реализации инвестиций (основной момент, на котором настаивал бизнес). Это в равной степени относится и к российским, и к иностранным инвесторам.

Один из основных элементов достижения заявленной цели (запуск нового инвестиционного цикла) — максимальное использование цифровых технологий в промышленности, а это как раз переход к индустрии 4.0. В данной связи хотелось бы отметить высокую роль российско-германского сотрудничества2. Речь идет о Германо-Российской инициативе по цифровизации экономики (German-Russian Initiative for Digitization, GRID), которая была запущена в 2017 г. РСПП и Восточным комитетом германской экономики.

Российский и германский бизнес, органы власти двух стран динамично взаимодействуют в этой сфере, тем не менее есть ряд направлений для активизации. В их число входит и цифровая стандартизация — аполитичное направление сотрудничества, способствующее снятию технических ограничений в торговле и инвестициях.

А.С. Беспрозванных, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Последнее время мы достаточно часто говорим о разработке стандартов для применения в цифровом производстве и цифровизации самого процесса разработки стандартов. Однако при бесспорной важности стандартизации считаю необходимым обеспечивать цифровизацию всех элементов системы технического регулирования. Это один из важнейших векторов, заложенных в Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года: система установления требований и контроля за их соблюдением должна способствовать укреплению технологического преимущества и защите рынка. Такие возможности мы не должны упускать. Развитие передовых технологий и образование сложных цепочек межстрановых поставок, постоянное кратное увеличение номенклатуры производимых изделий и необходимость защиты рынка от небезопасной продукции — те факторы, которые побуждают нас к модернизации системы установления требований.

С этой целью Минпромторг России при непосредственном участии коллег из других ведомств внес важные изменения в федеральные законы. В первую очередь я говорю о федеральном законе «Об обеспечении единства измерений»3 в части установления приоритета электронных данных в области метрологии. Также в Государственную Думу РФ внесен проект изменений в федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации»4. Изменения затрагивают вопросы использования информационных систем в деятельности по стандартизации.

Теперь о применении цифровых технологий в сфере оценки соответствия и государственного контроля. Рассматривая оценку соответствия как одну из основных частей системы технического регулирования, необходимо подчеркнуть: речь прежде всего идет о единых реестрах документов и переходе на реестровую модель отчетных данных, что дает нам преимущество одновременно и в формировании прозрачности документации об оценке соответствия, и в защите от подделок. В данном случае прослеживаемость привязки конкретной единицы товара к конкретной документации крайне важна для обеспечения контроля продукции на всех этапах жизненного цикла. Этим с коллегами по правительству мы сегодня очень серьезно занимаемся.

Минпромторг России уже давно ведет активную работу по синхронизации сведений государственной информационной системы маркировки товаров и федеральной государственной информационной системы Росаккредитации. Сегодня система маркировки товаров средствами идентификации становится одним из наиболее эффективных инструментов в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции в России, и все это, естественно, в цифровом формате. При этом необходимо обеспечить корреляцию данных о продукции, которые содержатся в различных информационных системах, включая информацию о документах об оценке соответствия.

Мы считаем, что первый этап — полноценный переход на юридически значимые сведения о сертификации и декларациях — в основном пройден. Даже с учетом того, что часть документов до сих пор составляется на бумажных носителях, все содержащиеся в них сведения уже заносятся в электронный реестр органов по сертификации.

Началась реализация второго этапа, итогом которого станет полный переход на электронные формы документов по оценке соответствия. В настоящее время мы ведем разработку нормативных документов, которые предусматривают такой переход в рамках национального уровня. Та же работа проводится Евразийской экономической комиссией на уровне ЕАЭС.

Третий этап рассчитан на долгосрочную перспективу — это сложный переход от натуральных испытаний продукции к испытаниям, которые проводятся на основе вычислительных экспериментов.

Другая значимая составляющая системы технического регулирования — государственный контроль. Его функции тоже постепенно будут переводиться в цифровой формат, и это очень важно. Отдельными государственными органами уже развернуты свои ведомственные системы контроля, например «Меркурий» (Россельхознадзор), ГИР ЗПП (Роспотребнадзор) и т.д.

В третьем квартале текущего года ожидается принятие федерального закона о госконтроле и муниципальном надзоре в Российской Федерации. Его положения направлены на осуществление контроля в цифровом виде, формирование реестра предписаний и уведомлений и т.д. Уже сейчас существуют типовые облачные решения по автоматизации контрольной деятельности. Эту работу мы, конечно, будем продолжать.

Отдельно отмечу, что в рамках ЕАЭС реализуется проект системы информирования об опасной продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов. Он запущен во всех странах ЕАЭС, полный пакет необходимых документов со стороны ЕАЭС уже подготовлен на уровне межправительственного совета. Подключение всех органов госконтроля за продукцией к единой системе, налаживание их автоматизированного взаимодействия даст нам защиту рынка и эффект, сопоставимый с внедрением сквозного маркирования товаров. Должен сказать, что российский и германский бизнес, органы власти двух стран динамично взаимодействуют в этой сфере, тем не менее есть ряд направлений для активизации. В их число входит и цифровая стандартизация — аполитичное направление сотрудничества, способствующее снятию технических ограничений в торговле и инвестициях.

А.В. Абрамов, руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Не могу обойти вниманием влияние пандемии на наше общество. Считаю, что уровень цифровой грамотности населения значительно повысился. Растет цифровая зрелость и в государственном секторе. Руководители разного уровня начинают понимать, как использовать цифровые инструменты для повышения эффективности своей работы.

В Академии народного хозяйства и госслужбы действуют курсы повышения квалификации по подготовке специалистов СDТO5, выпускники обладают всеми необходимыми компетенциями для того, чтобы в рамках государственных ведомств реализовывать программы цифровой трансформации. Государственный сектор должен быть готов к новым вызовам и тем изменениям, которые уже идут в нашем обществе.

Цифровые сервисы стремительно входят в нашу жизнь. В начале июля я получил новый отчет по рейтингу цифровой подготовленности российского малого и среднего бизнеса. Эксперты отмечают, что за период пандемии индекс цифровизации бизнеса вырос и наши компании, в том числе малые и средние предприятия, более активно используют цифровые инструменты. В меньшей степени это касается кибербезопасности и киберустойчивости, в большей — каналов продаж, автоматизации производства и организации бизнес-процессов. Исходя из этого я хотел бы дать комплексную оценку того, что сегодня в России происходит с инфраструктурой качества6.

Мы проанализировали, какие данные генерирует национальная инфраструктура качества, и увидели, что это миллионы транзакций в год, которые совершаются для того, чтобы обеспечить безопасность продукции, работ, услуг не только на территории России, но и всего Евразийского союза. Несмотря на то что у нас есть отдельные информационные системы по разным направлениям, в целом качество данных низкое. Использовать их для продвинутой аналитики пока невозможно. Сохраняется бумажный документооборот в отношениях регулятора с участниками рынка, с потребителями соответствующих услуг. Между регулирующими и контролирующими ведомствами слабо выстроено информационное взаимодействие. Не реализованы до конца инструменты прослеживаемости и обратной связи.

Это может быть выгодно недобросовестным игрокам: до сих пор существуют факты подделки документов, и мы вынуждены бороться с такими проявлениями.
Одновременно мы видим целый массив технологических вызовов, когда в стране открываются цифровые фабрики, строятся умные электрические сети, проектируются умные города, появляются интеллектуальные транспортные системы, в том числе беспилотные. Все это требует новых подходов к развитию инфраструктуры качества, отвечающей этим цифровым вызовам.

Я хотел бы озвучить шесть ключевых направлений цифровой трансформации инфраструктуры качества.

  1. Внедрение реестровых моделей фиксации результатов. Это касается испытаний, тестов, метрологических работ, контрольных мероприятий и т.д.
  2. Введение электронного документооборота между участниками системы: пользователями, клиентами и контролирующими органами.
  3. Создание цифровых библиотек технической документации: стандартов, технических условий, каталогов и других справочников.
  4. Разработка цифровых двойников изделий, промышленных, испытательных и измерительных систем.
  5. Введение удаленно-дистанционного контроля и калибровки, проведение удаленных инспекционных мероприятий.
  6. Внедрение цифровых сервисов, построенных под клиента и для клиента: личные кабинеты, подписка на обновления, облачные хранилища, интерфейс, адаптеры и т.д.

Йенс Бельман, руководитель бюро малого и среднего бизнеса Восточного комитета германской экономики

В рамках Германо-Российской инициативы по цифровизации в сфере технического регулирования ведется активная деятельность по разработке и регулированию единых норм, стандартов и правил по аккредитации. Особое внимание в рамках инициативы уделяется обрабатывающей промышленности. Это понятно. В частности, в Германии на этот сектор приходится значительная доля ВВП. Он играет важную роль в Стратегии экономического развития Германии до 2030 г.

Минпромторг России разработал похожий документ — Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года7. При сравнении этих двух документов мы видим много совпадений. Например, увеличение промышленного производства, повышение/сохранение конкурентоспособности, развитие малого и среднего бизнеса, защита стратегически важной инфраструктуры, сохранение стратегически значимых отраслей, цифровизация экономики, инвестиции в исследования и разработки.

Таким образом, цели двух государств в большинстве своем идентичны. Различаются лишь сферы, где страны видят наибольшую потребность в инновациях или просто изменениях. Германия намерена развивать в Европе экономику интернет-платформ, в которой технологии будущего играют ведущую роль. Российская стратегия фокусируется прежде всего на усилении конкурентоспособности, развитии экспорта и повышении квалификации рабочих. А такие термины, как «интернет вещей» и «искусственный интеллект», присутствуют в стратегиях каждой страны.

Все вышеперечисленное позволяет выделить различные сферы для сотрудничества России и Германии. В первую очередь это цифровизация, развитие индустрии 4.0. Россия может и должна играть ведущую роль при реструктуризации цепочек поставщиков.

Следующий аспект — разработка единых международных стандартов по цифровизации экономики (онтология, семантика, интероперабельность) и единых норм для наиболее значимых отраслей экономического пространства ЕС и ЕАЭС. Самое важное в этом процессе — гармонизация стандартов и норм. Преимущества от нее очевидны. Это усиление экономического влияния, конкурентоспособности, партнерство на равных с США и Китаем, использование лучших мировых практик. Цифровизация на основе единых норм и стандартов упростит выход на рынок, обеспечит более надежное финансирование, более простой доступ к интеллектуальным ресурсам, создание совместных проектов по исследованиям и разработкам.

В XXI в. в мире будут три экономические силы: США, Китай и Европа. Для меня Европа — это, в том числе, и Россия.

Мы — один континент и острые вопросы можем решить только вместе. Если европейцы объединят ресурсы, сконцентрируются на своих сильных сторонах и продолжат сотрудничество, тогда Европа станет не просто сильным конкурентом, а выйдет в лидеры рынка. Кто владеет нормами, тот владеет рынком.

Возможные направления сотрудничества

    • Подготовка высококвалифицированных специалистов
    • Цифровизация промышленности (Промышленность РФ 4.0)
    • Развитие системы квалифицированного технического обслуживания и сервиса
    • Искусственный интеллект — разработка общих/международных стандартов для цифровизации (онтология, семантика, интероперабельность)
    • Разработка общей системы стандартов для экономического пространства ЕС—ЕАЭС (важнейшие отрасли промышленности)
    • Поддержка стартапов прежде всего в цифровой области
    • Реструктуризация производственно-сбытовых цепочек и цепочек поставок в Европу
    • Модернизация и цифровизация машин и оборудования
 

***

В России уже есть компании, которые не только являются реципиентами зарубежных практик диджитализации, но используют собственные эффективные решения построения цифрового производства. Они готовы рассказать о современных методах создания и внедрения цифровых технологий в различных отраслях отечественной экономики со страниц нашего журнала. Цель нового цикла публикаций — способствовать созданию отечественной платформы «Промышленность РФ 4.0», переходу российской промышленности к современным методам организации производства, планирования, управления.

«Стандарты и качество» Август 2020

Рубрика: Цифровизация
Автор(ы): Н. Быкова
01.08.2020

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!