Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Качество и экспоненциальный век

К настоящему времени специалистами в области качества проделана большая работа по осмыслению новых ролей и значений, а также места концепций качества в быстро меняющемся современном мире. Данная работа ведется на корпоративных, национальных и международном уровнях.

Введение

Большинство исследователей сходится в том, что проявившаяся в последней трети ХХ — начале XXI вв. феноменальная роль существующего понимания качества, его концепций, систем и методов в жизни людей (как частной, так и деловой), экономике и международных кооперациях становится менее значительной. Кроме того, наряду с блестящими достижениями в данной сфере, накопились проблемы и заблуждения при применении этих идей. Особенно сильно это заметно в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия [1]. Также есть ограничения из-за неполной универсальности концепций и моделей качества, при наличии избыточных ожиданий от, например, применения стандартов на системы менеджмента качества.

И все-таки специалисты считают, что концепции качества и в дальнейшем будут играть не менее важную роль в экономике и государственном управлении, а также в социальных отношениях и системах. Необходимо поставить новые цели и задачи в области качества, по-новому взглянуть на пути и способы их достижения, учитывая тенденции и прогнозы, связанные с новыми революционными индустриальными изменениями.

К. Шваб, основатель и президент Всемирного экономического форума, характеризует масштаб изменений, происходящих в настоящее время во всех сферах жизни, как беспрецедентный для истории человечества: «В отличие от предыдущих, эта промышленная революция развивается не линейными, а, скорее, экспоненциальными темпами» [2]. Многие эксперты считают, что речь идет не только о промышленной революции, а о принципиально новом этапе в истории человечества, на котором не только произойдут социально-экономические сдвиги, но изменится сам человеческий вид. Об этом, в частности, в своих книгах говорит Ю.Н. Харари [3—5]. Мы остановимся на понятии «экспоненциальный век» (его влияние на аспекты управления обсуждалось в работе [6]), поскольку присущие ему процессы, кроме известных фактов ускорения всех производных, содержат в себе и переходы к качественно новым состояниям систем. Рассмотрим основные общемировые тренды и глобальные явления, являющиеся вызовами современности.

Тренды и вызовы нового времени

  1. Ускорение процессов жизненного цикла продукции, возрастание роли инвестиций и инноваций в бизнесе и экономике в целом, придающих им экспоненциальный рост, но увеличивающих неопределенность и риски.
  2. Появление огромных объемов информации и новых подходов к ее получению, хранению, обработке и использованию — облачные файловые хранилища, интернет-каналы для обмена информацией, искусственный интеллект, Big Data и др.
  3. Углубление отношений «производитель — потребитель», заключение контрактов жизненного цикла. Интернет-торговля меняет отношения участников процесса, включая в них новые информационные аспекты и новые логистические схемы.
  4. Реализация в отношениях «потребитель — поставщик» принципа «поставляйте нам только ценности, проблемы оставьте себе» (проблемы, связанные с доставкой, хранением, сервисом). Возрастание важности исследования ценностей, получаемых потребителем.
  5. Усиление интеграции киберфизических систем и подключенных к интернету машин в производственные процессы, развитие интернета вещей (IoT).
  6. Появление новых уровней производственных отношений, организации производства, управления цепочкой создания ценности. Выстраиваются новые отношения между заинтересованными сторонами, с акцентом на балансе их интересов. Становится популярным принцип win-win.
  7. Неразличимость продукции по потребительским, функциональным характеристикам в определенных ценовых нишах из-за рыночной конкуренции. Произво-дитель вынужден делать акцент на узнаваемости продукции, предлагать дополнительные «комплименты».
  8. Возрастание влияния государственных институтов и социума (в целом экосистемы) на создание ценности (и качества), большее взаимодействие в области качества в отношениях государства и бизнеса, общества и бизнеса.
  9. Потребность владельцев и топ-менеджеров организаций в измерении качества через экономические и другие показатели, принятые в лин-менеджменте.
  10. Возрастание значимости новых отраслей бизнеса, ориентированных на реализацию потребностей, связанных с внутренним миром человека, здоровьем и косметологией как факторами долголетия и красоты, а не реакцией на болезнь. Акценты делаются и на чувственные составляющие. Эмоции и чувства являются категориями потребления и соответственно категориями в понимании качества.

Новые задачи в концепции качества Современная ситуация бросает вызов ученым и специалистам, работающим в области качества, заставляет пересмотреть старые и сформулировать новые концепции качества, адекватные появляющимся вызовам и трендам (на это работают многие коллективы профессионалов, в частности Международная академия качества и маркетинга ведет разработку манифеста качества [7]). Уже сейчас понятно, что следует:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала. Так же статью можно приобрести в электронной библиотеке.

«Стандарты и качество» Октябрь 2020

Рубрика: Теория качества
Автор(ы): В. Лапидус, Л. Касторская

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.10.2020

448
Поделиться:

Подписка


Доступна мобильная версия журнала "Стандарты и качество"

Журнал Стандарты и качество в App Store Журнал Стандарты и качество на Google play


Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!