Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Стандартизация требований к автомобильной продукции со встроенным программным обеспечением

«Стандарты и качество» Апрель 2022

Рубрика: На соискание ученой степени
Автор(ы): А. Логвиненко

Объектом исследования является система менеджмента качества организаций-производителей продукции со встроенным программным обеспечением (ПО). Современное ПО в автомобилях становится доминирующим фактором в автомобильной промышленности и решающим в конкуренции производителей, что делает управление качеством автомобильной продукции со встроенным ПО крайне актуальным.

Задачами настоящей работы являются поиск и анализ нормативных документов, описывающих требования к автомобильной продукции со встроенным программным обеспечением, а также сравнительный анализ AIAG IATF 16949-2016 и ГОСТ Р 58139-2018.

В результате были выявлены упущения в национальном стандарте ГОСТ Р 58139-2018, а именно, отсутствие интеграции нормативных требований системы менеджмента качества разработчиков программного обеспечения и системы менеджмента качества производителей автомобильной продукции, которые могут стать проблемой и областью риска.

Результаты работы позволили сделать вывод о необходимости создания нормативных документов, содержащих требования к системе менеджмента качества организаций-производителей автомобильной продукции со встроенным ПО описывающих все уровни: система организации/процесс/продукция, а именно: разработать единый подход к обеспечению качества автомобильной продукции со встроенным ПО как «единой продукции» для исключения рисков на этапе интеграции мехатронной части и программного обеспечения.

Одним из направлений стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года Министерством промышленности и торговли является гармонизация требований технических регламентов, стандартов и правил с международной практикой. Основная задача стратегии – увеличение выпуска собственных моделей автомобилей и качественных автокомпонентов, а также налаживание связей между производителями автокомпонентов. Отмечено, что локализация должна составлять не менее 70% [1].

Разработанная стратегия и автомобильная промышленность в целом требуют от предприятий высокого уровня качества продукции, производительности труда и конкурентоспособности на мировой арене, а также постоянного стремления к улучшениям.

Для выполнения поставленных целей предприятия используют нормативную-правовую базу Российской Федерации и других стран.

Одним из наиболее применяемых зарубежных стандартов, является стандарт AIAG IATF 16949-2016 «Фундаментальные требования к системе менеджмента качества для производств автомобильной промышленности и организаций, производящих соответствующие сервисные части». Он разработан отраслевой организацией Международная автомобильная целевая группа (IATF) в целях создания основы для совершенствования системы поставок и процесса сертификации, и представляет собой разработанные Международной организацией по стандартизации технические условия, согласующие между собой американские, немецкие, французские и итальянские стандарты систем качества в автомобильной промышленности в рамках мировой автомобилестроительной отрасли. Стандарт определяет требования к системам качества в области проектирования/разработки, изготовления, монтажа и сервисного обслуживания автомобильной продукции [4].

Важно отметить, что в Российской Федерации данный стандарт не принят в качестве национального и имеет официальный перевод только в статусе зарубежного стандарта. Вместо него разработан ГОСТ Р 58139-2018 «Системы менеджмента качества. Требования к организациям автомобильной промышленности», который признан альтернативой международному стандарту и применяется не только как критерий при признании поставщиков автомобильных компонентов, но и как инструмент улучшения собственных систем менеджмента качества.

Оба стандарта соответствуют по структуре и требованиям ISO 9001:2015, и включают в себя специальные требования для автомобильной промышленности. Однако, стандарт IATF 16949 содержит в себе большее количество важных дополнительных требований, чем ГОСТ Р 58139. В таблице 1 представлена сравнительная таблица ГОСТ Р 58139 и IATF 16949; приведены разделы из IATF 16949, которые отсутствуют или раскрыты не в полном объеме в национальном стандарте.

Таблица 1 – Сравнительный анализ ГОСТ Р 58139-2018 и IATF 16949-2016

Раздел

Наименование Раздела

IATF 16949:2016
Дополнительные требования

ГОСТ Р 58139-2018
Дополнительные требования

4

Среда организации

4.3

Определение области применения системы менеджмента качества

4.3.2 Специфические требования потребителя

4.4

Система менеджмента качества и ее процессы

4.4.1.1 Соответствие продукции и процессов
4.4.1.2 Безопасность продукции

 

5

Лидерство

5.1.1

Общие положения

5.1.1.1 Корпоративная ответственность
5.1.1.2 Результативность и эффективность процессов
5.1.1.3 Владельцы процессов

5.2

Политика

5.3

Функции, ответственность и полномочия в организации

5.3.1 Роли, обязанности и полномочия в организации. Дополнение
5.3.2 Обязанности и полномочия, связанные с требованиями к продукции и корректирующими действиями

6

Планирование

6.1

Действия в отношении рисков и возможностей

6.1.2.2 Предупреждающие действия
6.1.2.3 Планы на случай чрезвычайных обстоятельств

 

7.1.5

Ресурсы для мониторинга  измерения

7.2

Компетентность

7.2.2 Компетентность. Подготовка на рабочих местах
7.2.3 Компетентность внутренних аудиторов
7.2.4 Компетентность аудиторов второй стороны

 

7.3

Осведомленность

7.3.1 Осведомленность. Дополнение
7.3.2 Мотивация и наделение сотрудников полномочиями

 частично

7.5

Документированная информация

7.5.1

Общие положения

7.5.1.1 Документация системы менеджмента качества

 частично

7.5.3

Управление документированной информацией

7.5.3.2.1 Сохранение записей
7.5.3.2.2 Техническая спецификация

 

8

Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг

8.1

Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг

8.1.1 Планирование и управление деятельностью. Дополнение
8.1.2 Конфиденциальность

 

8.2.3

Анализ требований к продукции и услугам

8.2.3.1.3 Осуществимость изготовления организацией

8.3

Проектирование и разработка продукции и услуг

8.3.2

Планирование проектирования и разработки

8.3.2.1 Планирование проектирования и разработки. Дополнение
8.3.2.2 Навыки проектирования продукции
8.3.2.3 Разработка продукции со встроенным программным обеспечением

 Только ссылка на ГОСТ Р 51814.6

8.3.3

Входные данные для проектирования и разработки

8.3.3.3 Специальные характеристики

частично

8.3.4

Средства управления проектированием и разработкой

8.3.4.1 Мониторинг
8.3.4.2 Валидация проектирования и разработки
8.3.4.3 Программа прототипа
8.3.4.4 Процесс одобрения продукции

частично

8.3.6

Изменение проектирвания и разработки

8.3.6.1 Изменения проектирования и разработки. Дополнение

 

8.4

Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками

8.4.1

Общие положения

8.4.1.1 Общие положения. Дополнение
8.4.1.2 Процесс выбора поставщика
8.4.1.3 Источники, указанные потребителем (также известные как "направляемые закупки")

 Требования очень сокращены и ограничены

8.4.2

Тип и степень управления

8.4.2.1 Тип и степень управления. Дополнение
8.4.2.2 Законодательные и другие обязательные требования
8.4.2.3 Развитие системы менеджмента качества поставщика
8.4.2.3.1 Программное обеспечение для продукции или продукция со встроенным программным обеспечением
8.4.2.4 Мониторинг поставщика
8.4.2.4.1 Аудиты второй стороной
8.4.2.5 Развитие поставщика

Частично

8.5

Производство продукции и предоставление услуг

8.5.1

Управление производством продукции и предоставлением услуг

8.5.1 Управление предоставлением продукции и услуг
8.5.1.1 План управления
8.5.1.2 Стандартизированная работа - инструкции оператора и визуальные стандарты
8.5.1.3 Верификаця рабочих настроек
8.5.1.4 верификация после приостановки
8.5.1.5 Всеобщее техническое обслуживание оборудования
8.5.1.6 Менеджмент производственной оснастки, оснастки и оборудования для изготовления, испытаний и контроля
8.5.1.7 Планирование графика производства

8.5.5

Деятельность после поставки

8.5.5.1 Обратная связь с информацией от сервисного обслуживания
8.5.5.2 Соглашение о сервисном обслуживании с потребителем

 

8.5.6

Управление изменениями

8.5.6.1 Управление изменениями. Дополнение
8.5.6.1.1 Временное изменение средств управления процессом

 

8.6

Выпуск продукции или услуг

8.6.1 Выпуск продукции и услуг. Дополнение
8.6.2 Общий контроль размеров и функцональные испытания
8.6.3 Внешнй вид продукции
8.6.4 Верификация и приемка соответствия предоставляемых извне продукции и услуг
8.6.5 Соответствие законодательным и обязательным требованиям
8.6.6 Критерии приемки

 

8.7

Управление несоответствующими результатами процессов

8.7.1.1 Разрешение потребителя на отступление
8.7.1.2 Управление несоответствующей продукцией - процесс, установленный потребителем
8.7.1.3 Управление подозрительной продукцией
8.7.1.4 Управление переделанной продукцией
8.7.1.5 Управление исправленной продукцией
8.7.1.6 Уведомление потребителя
8.7.1.7 Распоряжение несоответствующей продукцией

Частично с применением российских реалий

9

Оценка результатов деятельности

9.1.3

Анализ и оценка

9.1.3.1 Приоритизация

 

9.2

Внутренний аудит

9.2.2.2 Аудит системы менеджмента качества
9.2.2.3 Аудит поцесса изготовления
9.2.2.4 Аудит продукции

 

9.3.1

Общие положения

9.3.1.1Анализ и планирование действий со стороны руководства. Дополнение

 

9.3.2

Входные данные для анализа со стороны руководства

9.3.2.1 Входы анализа и планирование действий со стороны руководства. Дополнение

 

9.3.3

выходные данные анализа со стороны руководства

9.3.3.1 Выходы анализа и планирование действий со стороны руководства. Дополнение

 

10

Улучшение

10.2

Несоответствия и коректирующие действия

10.2.4 Защита от ошибок
10.2.5 Системы менеджмента гарантий
10.2.6 Претензии потребителя и анализ результатов исследований отказов в эксплуатации

10.3

Постоянное улучшение

10.3.1 Постоянное улучшение. Дополнение

 

Как показывает анализ, национальный стандарт имеет ряд упущений, что ограничивает возможности организации для дальнейшего развития, а также противоречит основным принципам стандартизации: применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта и принципу гармонизации (установление требований, содержащихся в стандартах, которые не препятствуют в международной торговле) [2].

Но при этом, необходимо отметить, что несмотря на отсутствие признания IATF 16949 в качестве национального стандарта, предприятия автомобильной промышленности в своих системах менеджмента качества продолжают использовать его наравне с ГОСТ Р 58139, и даже при приеме на работу в соответствующие организации требуют знаний обоих стандартов.

Одной из причин, по которой международный стандарт не принят в качестве национального является увеличение затрат в связи с обращением к иностранным стандартам и схемам сертификации [3]. Для исключения этой причины можно использовать опыт Республики Беларусь, где в национальном стандарте СТБ 16949-2018 описаны «Уровни требований к системе менеджмента организации для совершенствования» (информация представлена ниже в виде таблицы 2). Стандарт позволяет поэтапно совершенствовать систему менеджмента организации до соответствующих уровней требований.

Таблица 2 – Уровни требований к системе менеджмента организации для совершенствования

Уровень

Требования

Уровень 1

СТБ ISO 9001
1 Не предназначен для оценки соответствия.
2 Поскольку СТБ ISO 9001 позволяет внедрять требования на основе существующей культуры организации, это может негативно сказаться на поэтапном совершенствовании системы менеджмента. Для предотвращения данного риска организации при создании и совершенствовании системы менеджмента до требований СТБ ISO 9001 необходимо совместно внедрять методологию и техники СТБ 16949 даже без выполнения конкретных пунктов, превышающих требования СТБ ISO 9001.
3 Таким образом, уровень 1 предусматривает внедрение в организации СТБ ISO 9001 с ориентацией на применение методов, техник и подходов, адекватных машиностроительной отрасли и предлагаемых настоящим стандартом, что позволит организации гармонично продвигаться к уровню 2 и далее.

Уровень 2

Вариант А: СТБ ISO 9001 и дополнительные идентифицированные организацией пункты настоящего стандарта. Возможное исключение – по пункту 4.3.1.
Вариант Б: СТБ ISO 9001 и дополнительные идентифицированные организацией и потребителем пункты настоящего стандарта (например, приложение В). Возможное исключение – по пункту 4.3.1.

Уровень 3

СТБ ISO 9001 и все пункты, согласованные с IATF 16949. Возможное исключение – см. 4.3.1.

Уровень 4

Вариант А: СТБ ISO 9001, все пункты, согласованные с IATF 16949 и дополнительные идентифицированные организацией пункты настоящего стандарта.
Возможное исключение – по пункту 4.3.1.
Вариант Б: СТБ ISO 9001, все пункты, согласованные с IATF 16949 и дополнительные идентифицированные организацией и потребителем пункты настоящего стандарта. Возможное исключение – по пункту 4.3.1.

Уровень 5

Все пункты требований настоящего стандарта. Возможное исключение – по пункту 4.3.1.

Этапы применения IATF 16949 позволяют внедрять стандарт поэтапно. Таким образом его можно применять постепенно, но при этом у организаций остается возможность для развития.

Особое внимание следует уделить продукции со встроенным программным обеспечением, требования к управлению которой присутствуют в IATF 16949 и отсутствуют в ГОСТ Р 58139, что позволяет сделать вывод о том, что проблему отказов, в этой области не рассматривают.

Современное программное обеспечение в автомобилях становится доминирующим фактором в автомобильной промышленности и решающим в конкуренции производителей. Именно поэтому стандартизация управления качеством автомобильной продукции со встроенным программным обеспечением является крайне актуальной.

Требования к управлению качеством такой продукции отсутствуют в Российской Федерации. 

Таким образом, научная новизна может быть достигнута посредством разработки стандартов в области управления качеством автомобильной продукции со встроенным программным обеспечением.

Требования к управлению качеством программного обеспечения содержатся в следующих национальных стандартах:

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств
  • ГОСТ Р 56923-2016 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Управление жизненным циклом часть 3 Руководство по применению ИСО/МЭК 12207
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504 Информационные технологии. Оценка процессов
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 33001-2017 Информационные технологии. Оценка процесса. Понятия и терминология
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 33020-2017 Информационные технологии. Оценка процесса. Система измерения процесса для оценки возможностей процесса
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 25010-2015 Информационные технологии. Системная и программная инженерия. Требования и оценка качества систем и программного обеспечения (SQuaRE). Модели качества систем и программных продуктов
  • ГОСТ Р МЭК 61508 Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью

Проанализировав нормативно-правовую базу Российской Федерации, можно сделать вывод об отсутствие национального нормативного документа в автомобильной промышленности, определяющего требования к управлению качеством продукции со встроенным программным обеспечением как единой системы.

Задачами настоящей работы являются поиск и анализ нормативных документов, описывающих требования к автомобильной продукции со встроенным программным обеспечением, а также сравнительный анализ AIAG IATF 16949-2016 и ГОСТ Р 58139-2018.

Целью работы является определение уровня стандартизации требований к продукции со встроенным программным обеспечением в Российской Федерации и AIAG IATF 16949-2016.

В связи с вышесказанным предлагается дополнить стандарт ГОСТ Р 58139 требованиями, содержащимися в IATF 16949-2016 для того, чтобы минимизировать риски несоответствия продукции международным требованиям, в связи с использованием национального стандарта, содержащего некоторые упущения. Одним из таких является требование к управлению качеством продукции со встроенным программным обеспечением. Причиной дополнения является снижение влияния основной проблемы, требующей дополнительного анализа – это интеграция программного обеспечения в мехатронное устройство без потери данных о качестве. 

Таким образом, создание нормативных документов, описывающих требования к управлению качеством встроенного программного обеспечения (требования к продукции) и СМК производителя продукции со встроенным программным обеспечением (требования к системе), а также разработка профессионального стандарта для специалиста по управлению качеством такой продукции становится необходимостью. Для создания можно основываться на международных стандартах, например, IATF 16949, ASpice, CMMI и др., а также на мировой практике.

Список источников и литературы

  1. Дзедик, В. А. Разработка российского автомобильного стандарта, описывающего требования к системам менеджмента качества / В. А. Дзедик // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 2(39). – С. 55-59.
  2. О стандартизации в Российской Федерации: Федеральный закон № 162-ФЗ: [принят Государственной думой Федерального Собрания Российской Федерации 29 июня 2015 года]. – Москва: Кремль; Санкт-Петербург: Кодекс, 2015. – Ст. 4.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 831-р «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». – URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 22.08.2021)
  4. IATF 16949:2016 - Менеджмент качества для автомобильной промышленности – The British Standards Institution. - 2020. - URL: https://www.bsigroup.com/ru-RU/iatf-16949/ (дата обращения 22.08.2021)

List of sources and references

  1. Dzedik, V. A. Development of Russian automobile standard describing the requirements for quality management systems / V. A. Dzedik // Business. Education. Law. - 2017. - № 2(39). - С. 55-59.
  2. On Standardisation in the Russian Federation: Federal Law No 162-FZ: [adopted by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 29 June 2015]. - Moscow: Kremlin; St. Petersburg: Codex, 2015. - Art. 4.
  3. Decree of the Government of the Russian Federation of 28 April 2018 N 831-r "Strategy for the development of the automotive industry of the Russian Federation for the period up to 2025". - URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (accessed 22.08.2021).
  4. IATF 16949:2016 - Quality management for the automotive industry - The British Standards Institution. - 2020. - URL: https://www.bsigroup.com/ru-RU/iatf-16949/ (accessed 22.08.2021).

01.04.2022

448
Поделиться:

Подписка

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!