Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
![]() Г.П. Воронин |
Зима. Яркое солнце, мороз. Иду на встречу с учителями в мою родную школу. Прокручиваю в голове алгоритм встречи. Обязательно процитирую нашего президента, я полностью согласен с его словами. В.В. Путин выразил особое уважение к учительскому труду: «В нем заложен глубочайший созидательный смысл — помочь каждому найти свой собственный путь, свое призвание, добиться личного успеха и приносить пользу людям, родной стране».
Встреча была доброй и бурной. Обсуждали заявление Министерства просвещения РФ: что у нас сегодня бум педагогического образования и по популярности оно на втором месте.
«Какое второе место, — возмущались учителя, — если в стране не хватает 250 тысяч педагогов!»
Да, молодые люди, окончившие пединституты, проработав в школе год—два, уходят. И это относится не только к небольшим городам, но и к Москве, любому населенному пункту. Заместитель председателя Совета безопасности РФ Анатолий Медведев отметил такую деталь: «В российских школах и других учебных заведениях остро ощущается нехватка преподавателей математики и естественных наук, что негативно сказывается на уровне подготовки учеников по этим дисциплинам».
«Предметников» уже не хватает настолько, что учителя биологии, например, ведут математику или физику, а математики — химию. Удивительно, но в мои послевоенные школьные годы (1949—1959 гг.) такого не было.
Что происходит? Где не дорабатываем? Молодых лиц в школах все меньше и меньше. Минпросвещения России приводит такие данные: в 2023 учебном году в стране работало 1,3 млн педагогических работников, из них только около 190 тыс. младше 30 лет, 410 тыс. — от 30 до 45 лет, 537 тыс. — в возрасте от 45 до 59 лет, оставшиеся 187 тыс. — старше 60 лет. Президент Российской академии образования Ольга Васильева отметила, что к 2029 г. в школах будет не более 6% учителей моложе 30 лет. В моем понимании — это катастрофа.
Почему учителя бегут? Уже лет 20 обсуждается зарплата педагогов. Вот результат мониторинга их окладов, который провел профсоюз «Учитель» в 2023 г. В 40% регионов страны оклады не превышают суммы в пределах от 3420 до 9580 рублей. В 38% регионов они составляют от 9668 рублей в Курской обл. до 14 091 рублей — в Томской. В 9% регионов оклады на уровне от 14 449 рублей в Ростовской области до 16 157 рублей в Республике Татарстан. Самая низкая оплата труда, менее 5 тысяч рублей, в Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской автономной области, Вологодской области и Республике Алтай.
Получается, что учителя получают зарплату на уровне дворников и уборщиц. В среднем большинство из них работает 24—27 часов в неделю, что практически эквивалентно 1,35—1,5 ставки. По данным профсоюза «Учитель», нагрузка нередко доходит до 33—35 часов в неделю. Но даже при таком колоссальном объеме работ педагоги в регионах получают в среднем до 40 тысяч рублей со всеми надбавками.
Учителя жалуются, что совсем не учитывается работа дома. Это подготовка к урокам, проверка тетрадей, заполнение отчетов и документов департамента образования. Много времени отнимает электронный журнал, дневник. В правила работы с ним постоянно вносят изменения, стоит не заполнить только одну графу, как автоматически снимают дополнительные выплаты, а это 10—15 тыс. руб. Также идет переписка с родителями в специальном чате.
Средние зарплаты в государственных школах ниже, чем в частных, примерно на 31%, меньше всего зарабатывают учителя начальных классов. Загруженность и маленькая зарплата ведут к профессиональному выгоранию, особенно среди начинающих преподавателей. Почти 19% молодых специалистов (со стажем до пяти лет) считают, что ошиблись в выборе профессии.
По словам учителей моей школы, да и московских педагогов, отношение к ним совершенно недостойное. Их воспринимают как обслуживающий персонал и при малейшем конфликте с ребенком департамент образования, да и прокуратура, почти всегда на стороне школьника.
Каждый год министр просвещения докладывает (2023 г., канал «Россия-24»), сколько построено и отремонтировано школ. Вот эти цифры. В рамках национального проекта «Образование» построено 1300 учебных заведений, за два года отремонтировано 4400, будет возведено 150 школ. Но, несмотря на такие показатели, сегодня вторая смена осталась примерно в 15% российских школ.
Возникает вопрос: кто будет работать во вновь построенных школах, да и в старых тоже? Сегодня в России в 39,5 тыс. школ обучается 18,5 млн школьников. Не хватает 900 тыс. мест. В общей сложности в 6 тыс. школьных зданий в России нет канализации, в 5,6 тыс. — водопровода, в 5 тыс. — центрального отопления. В аварийном состоянии 8% сельских школ в Дагестане, по 6% — в Республике Саха (Якутии), Карачаево-Черкесской Республике и Республике Тыва, а также по 6% городских школ в Чеченской Республике и Еврейской автономной области. Государству предстоит большая работа, необходимо срочно исправлять ситуацию в школьном образовании.
В заключение хочу напомнить, что за шесть лет дефицит мест в школах вырос в три раза. Вот сколько проблем… Но, думаю, они разрешимы. Пора нажимать другие управленческие кнопки, иначе счастливого будущего не будет.
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |