Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
На пути построения технологической независимости необходимо решить ряд задач, в первую очередь обеспечить высококвалифицированными кадрами инновационно развивающуюся экономику. Для этого нужно вносить изменения в организацию высшего образования, учебные программы, внедрять новые принципы. Как видят модернизацию образовательного процесса руководители российских вузов?
![]() |
Выход из Болонского процесса в целом не изменит или не привнесет резких и кардинально новых перемен в систему подготовки дипломированных кадров в рамках высшего образования. В числе «пострадавших» могут оказаться лишь те, кто намеревался получать иностранное высшее образование, пользоваться программами по международному обмену. Таким образом, никаких колоссальных трансформаций в части структуры, содержания направлений подготовки, занятий не предвидится.
Внешним проявлением изменений является отказ от терминов «бакалавриат», «специалитет» и «магистратура». Выданные дипломы по первым двум будут приравнены к дипломам базового высшего образования. При этом вузы продолжат практиковать программы в рамках комбинации «бакалавриат + магистратура» и специалитета (как самостоятельной промежуточной ступени). Резкой отмены программ для бакалавров в ближайшие годы не предусмотрено.
Смысл таких преобразований заключается в смене парадигмы образовательного процесса с полной его открытости и, в определенной степени, стимулирования оттока профессиональных кадров на обеспечение образовательного «суверенитета», т.е. прекращение такого оттока высококвалифицированных специалистов в другие страны.
Требование повышения практикоориентированности высшего образования планируется реализовать посредством изменения длительности отдельных программ базового высшего образования. По некоторым специальностям срок будет достигать пяти с половиной лет вместо установленных четырех. В свою очередь, большинство программ магистратуры, в будущем специализированного высшего образования, будут укорочены до одного года обучения.
Изменятся формулировки в дипломе. Вместо направления подготовки и степени бакалавра или магистра вузы начнут указывать специальность выпускника, что будет более полно отражать специфику получаемых компетенций и точнее соответствовать профессиональным стандартам.
Будет введена ежегодная коррекция контрольных цифр приема с учетом текущих кадровых потребностей рынка труда в России. Такая «подвижность» системы планирования образовательного процесса представляется в некоторой степени избыточной, т.к. с учетом увеличения длительности подготовки специалистов до пяти или даже шести лет необходимо достаточно точно предсказать потребности рынка через указанный период, что достаточно проблематично. Ежегодная коррекция позволит повысить достоверность прогноза.
Третий уровень высшего образования на основе программ аспирантуры получит наименование «профессиональное высшее образование». Конкретики по каким-либо изменениям в организации данного уровня образования пока нет — возможно, требуется инициатива со стороны Российской академии наук как руководителя Высшей аттестационной комиссии.
Кроме того, с 1 марта 2025 г. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило новые правила приема в вузы, в т.ч. новый перечень вступительных испытаний.
Приоритетность решения воспитательных задач четко обозначена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющем образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».
Сегодня значение воспитательной работы в высшей школе не ставится под сомнение — даже наоборот, она считается одним из определяющих условий в формировании и развитии духовности у студента. Кроме того, под воспитанием подразумевается управление процессом самостановления личности как профессионала и гражданина, и в таком качестве оно включает различные функции, среди которых наиболее важные:
Это действительно эффективный подход. Социальные проекты предоставляют студентам возможности:
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |