Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Модернизация системы высшего образования

«Стандарты и качество» Февраль 2025

Рубрика: Вопрос эксперту
Автор(ы): Ирина Антонова

На пути построения технологической независимости необходимо решить ряд задач, в первую очередь обеспечить высококвалифицированными кадрами инновационно развивающуюся экономику. Для этого нужно вносить изменения в организацию высшего образования, учебные программы, внедрять новые принципы. Как видят модернизацию образовательного процесса руководители российских вузов?


На вопросы читателей отвечает проректор по инновационно-проектной деятельности ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова», д.э.н., профессор И.И. АНТОНОВА    


Изменится ли состав образовательных программ и качество подготовки дипломантов на фоне исключения российских вузов из Болонской системы?

Выход из Болонского процесса в целом не изменит или не привнесет резких и кардинально новых перемен в систему подготовки дипломированных кадров в рамках высшего образования. В числе «пострадавших» могут оказаться лишь те, кто намеревался получать иностранное высшее образование, пользоваться программами по международному обмену. Та­ким образом, никаких колоссальных трансформаций в части структуры, содержания направлений подготовки, занятий не предвидится.

Какие изменения ждут систему высшего образования в 2025 году?

Внешним проявлением изменений является отказ от терминов «бакалавриат», «специалитет» и «магистратура». Выданные дипломы по первым двум будут приравнены к дипломам базового высшего образования. При этом вузы продолжат практиковать программы в рамках комбинации «бакалавриат + магистратура» и специалитета (как самостоятельной промежуточной ступени). Резкой отмены программ для бакалавров в ближайшие годы не предусмотрено.

Смысл таких преобразований заключается в смене парадигмы образовательного процесса с полной его открытости и, в определенной степени, стимулирования оттока профессиональных кадров на обеспечение образовательного «суверенитета», т.е. прекращение такого оттока высококвалифицированных специалистов в другие страны.

Требование повышения практикоориентированности высшего образования планируется реализовать посредством изменения длительности отдельных программ базового высшего образования. По некоторым специальностям срок будет достигать пяти с половиной лет вместо установленных четырех. В свою очередь, большинство программ магистратуры, в будущем специализированного высшего образования, будут укорочены до одного года обучения.

Изменятся формулировки в дипломе. Вместо направления подготовки и степени бакалавра или магистра вузы начнут указывать специальность выпускника, что будет более полно отражать специфику получаемых компетенций и точнее соответствовать профессиональным стандартам.

Будет введена ежегодная коррекция контрольных цифр приема с учетом текущих кадровых потребностей рынка труда в России. Такая «подвижность» системы планирования образовательного процесса представляется в некоторой степени избыточной, т.к. с учетом увеличения длительности подготовки специалистов до пяти или даже шести лет необходимо достаточно точно предсказать потребности рынка через указанный период, что достаточно проблематично. Ежегодная коррекция позволит повысить достоверность прогноза.

Третий уровень высшего образования на основе программ аспирантуры получит наименование «профессиональное высшее образование». Конкретики по каким-либо изменениям в организации данного уровня образования пока нет — возможно, требуется инициатива со стороны Российской академии наук как руководителя Высшей аттестационной комиссии.

Кроме того, с 1 марта 2025 г. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило новые правила приема в вузы, в т.ч. новый перечень вступительных испытаний.

Каким образом воспитательный процесс коррелируется с основным образовательным процессом вуза?

Приоритетность решения воспитательных задач четко обозначена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяющем образование как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства».

Сегодня значение воспитательной работы в высшей школе не ставится под сомнение — даже наоборот, она считается одним из определяющих условий в формировании и развитии духовности у студента. Кроме того, под воспитанием подразу­мевается управление процессом самостановления личности как профессионала и гражданина, и в таком качестве оно включает различные функции, среди которых наиболее важные:

  • определение уровня образованности и развития студента;
  • проектирование и планирование необходимых воспитательных воздействий для развития личности специалиста;
  • учет и анализ результатов воспитательных воздействий, контроль соответствия воспитательных результатов проекту развития.

Можно ли развивать софт-компетенции студентов вуза через социальные проекты?

Это действительно эффективный подход. Социальные проекты предоставляют студентам возможности:

  • работать в команде (участие в проектах требует взаимодействия с другими, что формирует навыки командной работы и коммуникации);
  • развивать лидерские качества (студенты могут взять на себя роли лидеров, что позволяет совершенствовать управленческие и организационные навыки);
  • улучшать критическое мышление (реальные социальные проблемы требуют анализа, оценки и принятия решений);
  • повышать эмоциональный интеллект (работа с различными группами людей помогает лучше понимать эмоции других и развивать эмпатию);
  • приобретать практический опыт (социальные проекты часто связаны с реальными задачами, что позволяет применять теоретические знания на практике).

01.02.2025

448
Поделиться:

Подписка

Хотите добиться успеха?
Используйте возможности наших изданий!

Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах.

Информация + Время = PROFIT!

Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветаниюПодпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! Будьте первыми всегда и во всемОформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям!
Мобильная версия журнала Стандарты и качествоУстановите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! Электронная библиотекаСкачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний!
Мы помогаем Вам экономить деньги, экономя Ваше времяПодпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! Расширяйте бизнесРасскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес!
Разместите свою новость на сайтеРазместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. Новые деловые партнеры и клиенты ждут ВасОпубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас!