Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Статья доступна также в видео- и
аудио- форматах.
Руководитель Росстандарта А.П. Шалаев посетил с визитом редакцию журнала «Стандарты и качество», чтобы вместе с его главным редактором Г.П. Ворониным дать интервью главному редактору издательства Т.В. Киселевой. Собеседники говорили не только о стратегическом значении стандартизации, метрологии и управления качеством для экономики в целом, но и о том, как это влияет на повышение конкурентоспособности и устойчивости бизнеса на уровне отдельно взятых предприятий и организаций. Видеоверсия интервью размещена на официальном сайте РИА «Стандарты и качество».
Т.В. Киселева. Геннадий Петрович руководил Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации с 1997 по 2001 гг. и стоял у истоков зарождения Всероссийской организации качества, которую бессменно возглавляет на протяжении почти 25 лет. Тогда полным ходом шла радикальная перестройка управления экономикой, формировалась принципиально иная структура органов государственной власти, было необходимо выработать новые цели и новые ориентиры.
Антон Павлович возглавляет это ведомство, в результате структурных изменений преобразованное в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, в не менее сложных условиях. Сегодняшние вызовы также требуют кардинальной перестройки экономики — для достижения нашей страной импортонезависимости и технологического лидерства.
Коллеги, вам об этом хорошо известно, но давайте напомним нашим читателям: Майским указом Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» установлено, что для обеспечения технологического суверенитета и формирования новых товарных рынков необходимо решить целый ряд задач в ключевых сферах экономики и социальной жизни. Расскажите о том, какую роль играет в этом процессе стандартизация.
А.П. Шалаев. В июне этого года исполняется десять лет с момента принятия ФЗ № 162 [1] — важнейший этап, положивший начало качественному изменению работ по стандартизации в нашей стране. В самом начале текста закона, среди перечисления целей и задач, указано, что «стандартизация направлена на содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации».
Росстандартом с 2017 г. осуществляется постоянный мониторинг — анализ действующих документов стратегического планирования, в т.ч. государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов РФ, федеральных и ведомственных целевых программ — на предмет наличия в них разделов по стандартизации. Но если поначалу это были буквально единичные примеры, то уже сегодня мероприятия по стандартизации включены в более чем 70 документов стратегического планирования, что еще раз подчеркивает важность стандартов для достижения целей национального развития Российской Федерации.
Прошлогодний Указ № 309 Президента РФ, или «новый Майский указ», четко определил национальные цели развития Российской Федерации, и, естественно, стандартизация должна вносить свой вклад в их реализацию. В следующем году будет осуществляться работа над более чем 5 тыс. документов по стандартизации. Реализация Программы национальной стандартизации в 2025 г. должна быть направлена на содействие достижению национальных целей развития нашей страны, определенных Президентом. Составляя Программу, мы впервые постарались связать разработку стандартов с тем, насколько они прямо или косвенно поддерживают то или иное приоритетное направление социально-экономического развития.
На практике можно привести множество примеров. Так, работы по стандартизации товаров и услуг для детей напрямую отвечают цели «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи», равно как и работы по исполнению утвержденной в прошлом году Перспективной программы стандартизации спортивной продукции на период до 2030 года. Новые ГОСТы в сфере учебного оборудования, а также сохранения объектов культурного наследия — вклад в достижение цели «Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов». Работа над стандартами в строительстве, индустрии стройматериалов, дорожном хозяйстве — это мероприятия в рамках цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» и т.д.
Г.П. Воронин. Когда я был еще только инженером — наладчиком сложных систем, поставлявшихся на подводные лодки, знал, что понятие «качество» доминировало над всем, что мы делали. Будучи начальником цеха, а затем главным инженером Ульяновского приборостроительного завода «Комета», старался сдавать наши изделия с первого предъявления. Этот показатель четко фиксировался. Анализировались все возвраты, каждый из которых расценивался как чрезвычайное происшествие! Технические совещания переросли в «дни качества».
Этому подходу я стремился следовать на всех должностях, которые занимал впоследствии, — от начальника главка до замминистра судостроительной промышленности СССР, от зампредседателя Госкомоборонпрома до Председателя Госстандарта России. Всемерно способствую его широкому внедрению и как президент Всероссийской организации качества (ВОК), и как главный редактор журнала «Стандарты и качество». А основа качества — это стандарт. И тогда, и сейчас стандарты играют решающую роль в поддержании конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, модернизации экономики и ее инновационном развитии.
Если после 2014—2015 гг. ключевым словом было «импортозамещение», то теперь в лексикон прочно вошел термин «технологический суверенитет». Сегодня он принял характер масштабной национальной задачи. Мне нравится определение, которое дал писатель Михаил Иванов-Ильин: «Технологический суверенитет — это способность государства располагать технологиями, которые считаются критически важными для обеспечения благосостояния и конкурентоспособности, а также возможности самостоятельно разрабатывать их или получать от экономик других стран без односторонней структурной зависимости».
Но кто будет создавать такие технологии? Команды разработчиков, которые пресс-секретарь Президента Российской Федерации Дмитрий Песков называет инженерными корпорациями. Это институты развития, нацеленные на производство конечного продукта и создание рынка, а не на немедленное извлечение акционерной прибыли.
Поэтому будущее — за инженерными командами, за теми, кто способен создавать сложные и устойчивые инженерные системы, работающие «вдо́лгую», основанные на глубоких фундаментальных знаниях в соответствии с требованиями стандартов.
Т.В. Киселева. В продолжение темы давайте поговорим о том, что одна из ключевых тенденций сегодняшнего дня — так называемая опережающая стандартизация. Какие задачи она призвана решить в среднесрочной и последующей перспективе?
А.П. Шалаев. Развитие механизмов и инструментов национальной системы стандартизации сегодня в первую очередь ориентировано на достижение целей технологического суверенитета. В утвержденной Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2030 года и на период до 2035 года впервые появился уже почти забытый термин «опережающая стандартизация» — та самая, что была абсолютным мировым лидером в 1960—70-х гг.
Согласно государственному стандарту СССР ГОСТ 1.0—68, названному специалистами конституцией стандартизации, принципы опережающей стандартизации заключаются в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. Таким образом, стандарты с перспективными показателями начали задавать тренд повышения качества по группам однородной продукции, тем самым предоставляя возможность заблаговременно начинать организационную, техническую и технологическую подготовку к работе на опережение вызовов научно-технического прогресса.
Необходимая нормативная база для возрождения опережающей стандартизации уже существует — нашей задачей является ее развертывание по широкому спектру направлений. При этом применение стандартов не только позволяет осуществить действенную поддержку инновационным технологиям, но и способствует быстрому и эффективному внедрению технологий, которые пока не нашли широкого применения в Российской Федерации.
Г.П. Воронин. Но, к сожалению, многие руководители не понимают, что, прежде чем внедрить какой-либо стандарт (неважно, обычный или опережающий), необходимо проанализировать все технологии на своем производстве, посмотреть, какие на предприятии есть станки, готовы ли рабочие и инженеры к тому, чтобы выполнить требования стандарта. На первый взгляд, вроде бы все просто, но за этим стоит большая работа — и кадровая, и по доводке оборудования. Кстати, сейчас зачастую это серьезная проблема, поскольку на предприятиях было много иностранной техники. Теперь нужно добывать либо производить станки, соответствующие текущим и перспективным задачам производства.
Беседа в кабинете главного редактора журнала «Стандарты и качество»
Т.В. Киселева. Коллеги, вы согласны, что все, о чем мы сейчас говорим, невозможно без активного участия лидеров организаций, причем неважно, принадлежат ли они к государственному или коммерческому сектору? Какова, на ваш взгляд, роль стандартизации в настройке и отладке управленческой деятельности? Каким образом донести до предпринимательского сообщества, что применение стандартов — действенный инструмент повышения конкурентоспособности и устойчивости бизнеса?
А.П. Шалаев. Здесь необходимо вновь обратиться к истории: первые стандарты для отладки управленческой деятельности появились в нашей стране еще много десятилетий назад и задолго до международных стандартов на системы менеджмента. Можно вспомнить целый ряд примеров — от Саратовской системы бездефектного производства до КС УКП [2]. Но особенно хотелось бы остановиться на комплексе стандартов ГОСТ 24525 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием», который был принят в 1980 г.
Согласно текстам самих стандартов они были направлены на создание устойчивых организационно-технических условий для высокоэффективной деятельности по управлению выполнением плана производства и поставок продукции, управлению качеством продукции, ресурсами, развитием производства и социальным развитием коллектива, управлению охраной окружающей среды.
Эти направления крайне актуальны и сейчас для создания не только устойчивого, но и ответственного бизнеса, что соответствует повестке, заданной Президентом Российской Федерации. Так, глава государства неоднократно подчеркивал, что важно, когда компании «конкретными решениями демонстрируют ответственность за страну, за регион, за город, в котором они работают, за специалистов в их коллективах, реализуют проекты в социальной сфере, в области защиты окружающей среды».
Практическую реализацию данные направления нашли в крайне важном стандарте ГОСТ Р 71198—2023 «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности (ЭКГ-рейтинг). Методика оценки и порядок формирования ЭКГ-рейтинга ответственного бизнеса», введенном в действие в прошлом году. Национальный стандарт способствует формированию условий для реализации концепции ответственного бизнеса, в настоящий момент он введен для добровольного применения. Вместе с тем утверждение методики оценки ЭКГ-рейтинга в качестве ГОСТа обеспечивает доверие со стороны участников к прозрачности методологии оценки ответственного бизнеса [3] .
По итогам оценки в соответствии с ГОСТ Р 71198 компаниям станет присваиваться ЭКГ-рейтинг, который будет публично доступен. Формирование рейтинга способствует оказанию дополнительной поддержки организациям как в части упрощения ведения бизнеса, так и за счет предоставления льготных условий. Разработка и утверждение стандарта является важным этапом на пути внедрения отечественной системы оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в реальные бизнес-процессы. Кроме того, применение положений данного документа на практике будет способствовать развитию ответственного бизнеса.
Всего используется 47 показателей, из них на этапе скоринга — 15, на этапе анкетирования — 32. Эти показатели сгруппированы по трем направлениям. В блоке «Экология» оценивается нагрузка на окружающую среду, использование наилучших доступных технологий и реализация экологических проектов. В блоке «Кадры» — в частности, уровень оплаты труда, наличие качественного социального пакета, реализация благотворительных проектов. Блок «Государство» состоит из оценки финансовой устойчивости, налоговой истории и благонадежности, объема социального инвестирования в регионы присутствия, а также взаимодействия с ведущими деловыми объединениями. Максимально по скорингу можно набрать 100 баллов, а на этапе анкетирования — еще 50.
![]() Преемственность поколений стандартизаторов |
Г.П. Воронин. Лет 25 назад я рисовал себе пирамиду качества, состоящую из «кирпичиков», и в каждом из них записан параметр, от которого зависит качество. Так вот, наверху пирамиды стоял флажок под названием «Качество управления», потому что это номер один, а потом уже все остальное — цифровизация, автоматизация, экология и т.д.
Мне часто задают вопрос, почему чертежи есть, стандарты есть, рабочие и инженеры есть, а качество не улучшается. В последнее время я пришел к выводу, что все-таки качество (хотя мы всегда говорили, что это экономическая категория) на самом деле — категория нравственная. Потому что нравственный человек, независимо от того, какую должность он занимает и в какой отрасли работает, не будет нарушать технологию, работать не в соответствии с конструкторской документацией и т.д.
В свое время, когда я занимался подводными атомными лодками, провел такой эксперимент: решил, что в течение полутора лет количество рекламаций на заводе должно свестись к нулю. И это было сделано. Каким образом? Вот именно под эгидой нравственности, и здесь начинается целая программа действий. Провел большую работу, непосредственно обращаясь к тому, кто допускает брак. Пришлось беседовать с каждым сотрудником на предприятии, убеждать его, что он очень важный человек на своем месте, что только от него зависит качество конечного продукта.
Затем мы открыли на заводе народный институт качества, чтобы все профессии прошли определенное обучение. Для этого приглашали лучших специалистов, ученых, которые рассказывали, какие новые технологии существуют, что дает их применение и т.д. Все это делалось во имя качества продукции, ее надежности. В итоге вместо предыдущих 506 рекламаций был достигнут нулевой показатель.
Т.В. Киселева. Антон Павлович, вы уделяете серьезное внимание отечественному опыту разработки и применения стандартов для цифровой трансформации промышленности и социальной сферы, включая различные аспекты перевода фонда документов по стандартизации в цифровые форматы. На чем будет сделан акцент в этом году?
А.П. Шалаев. С 2020 г. принято около 400 новых национальных стандартов в ИТ-сфере, направленных на развитие таких областей, как киберфизические системы, биометрия и биомониторинг, блокчейн, умные города, кибербезопасность, системная и программная инженерия, технологии автоматической идентификации и сбора данных, рост производительности труда и конкурентоспособности отечественной продукции, инновационное и научно-технологическое развитие, технологическое перевооружение промышленности, искусственный интеллект, интернет вещей, функциональная безопасность, математическое моделирование, высокопроизводительная вычислительная техника.
Подавляющее большинство этих стандартов — уникальные российские документы, созданные силами экспертов отечественных компаний. На наш взгляд, это залог успеха в обеспечении реального суверенитета в данной сфере.
Крайне важным является переход промышленности на использование отечественной технологии управления полным жизненным циклом изделий, о чем неоднократно говорил Председатель Правительства, и для этого поставлена задача формирования и реализации Перспективной программы стандартизации в сфере управления полным жизненным циклом на 2024—2026 годы. На сегодняшний день уже сформирована структура, предусматривающая пять уровней: концептуальный, уровень изделий жизненного цикла, процессы жизненного цикла, уровень технологий, уровень моделей и форматов данных.
Среди первоочередных направлений в разработке стандартов отмечены такие, как «Программные средства поддержки жизненного цикла. Общие требования», «Электронные геометрические модели. Формат данных», «Электронные чертежи и схемы. Формат данных», «Электронная структура изделия конструктивная. Формат данных», «Электронная структура изделия технологическая. Формат данных», «Электронная модель маршрутного и операционного технологического процесса. Формат данных».
Актуальными для всех ИТ-технологий являются вопросы стандартизации в информационной безопасности, в связи с чем Росстандартом в прошлом году было принято решение о размещении всех стандартов в данной области в свободном доступе. Одной из ключевых задач обеспечения информационной безопасности является повышение устойчивости критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которое непосредственно взаимосвязано с проведением работ по стандартизации процессов разработки, создания, производства и сервисного обслуживания программно-аппаратных комплексов для критической информационной инфраструктуры как наиболее уязвимых объектов системы.
Для решения вопросов в указанной области был создан профильный технический комитет по стандартизации, одной из приоритетных задач которого является формирование и реализация Перспективной программы стандартизации программно-аппаратного обеспечения критической информационной инфраструктуры на период 2024—2028 годов. Сегодня уже разработаны такие стандарты, как «Критическая информационная инфраструктура. Доверенные программно-аппаратные комплексы. Термины и определения» и «Критическая информационная инфраструктура. Доверенные интегральные микросхемы и электронные модули. Общие положения».
Вообще же развитие стандартов в сфере ИТ определяет и целый ряд среднесрочных программ стандартизации. Приведу лишь некоторые примеры.
Перспективной программой стандартизации по приоритетному направлению «Искусственный интеллект» предусмотрена разработка более 200 стандартов, из которых почти 200 уже утверждены. Для масштабирования наилучших практик по инициативе Группы «Сбер» в прошлом году тексты национальных стандартов в области применения искусственного интеллекта были размещены на официальном сайте Росстандарта в свободном доступе.
«Дорожной картой» развития высокотехнологичной области «Квантовые коммуникации» на период до 2024 года национальной программы «Цифровая экономика» предусмотрена разработка серии стандартов в области квантовых коммуникаций и квантового интернета вещей. Она ведется под руководством ОАО «РЖД», и в 2023 г. Росстандарт утвердил первые 7 документов по данной тематике.
Возвращаясь к тезису о необходимости развития собственных стандартов, пусть и с опорой на международный опыт (учитывая, но не копируя его), не могу не отметить ряд конкретных примеров — ведь именно в нашей стране в 2021 г. появился первый в мире стандарт с общими положениями в отношении цифровых двойников изделий, никаких аналогов не существовало ни на международном уровне, ни в региональных практиках. Именно российские стандарты, устанавливающие требования к киберзащищенности для проектирования и оценки архитектуры систем контроля и управления атомными станциями, а также к совместимости устройств в промышленных системах интернета вещей, в 2023 в 2022 гг. легли в основу аналогичных международных стандартов.
Иными словами, мы видим реальную перспективу достижения лидерства по целому ряду направлений. И независимо от того, как станут развиваться информационные технологии, каждый новый этап будет включать новые подходы, которые описывают стандарты. А какими эти стандарты будут завтра, определяем сегодня мы — все заинтересованные участники работ по стандартизации на основе консенсуса и соблюдения принципа открытости разработки стандартов.
Т.В. Киселева. Геннадий Петрович, одним из приоритетов достижения национальных целей развития является внедрение в экономику искусственного интеллекта. В то время, когда вы на посту замминистра промышленности организовывали разработку и серийное производство радиоэлектронных систем управления для атомных подводных лодок, о возможностях искусственного интеллекта размышляли разве что писатели-фантасты. Как вы относитесь к тому, что «сказка стала былью»? И стала ли, на ваш взгляд? В частности, насколько важно ввести некие ограничительные меры для обеспечения безопасности человека — по аналогии с тремя правилами робототехники Айзека Азимова?
![]() Г.П. Воронин |
Г.П. Воронин. Лет тридцать или тридцать пять тому назад (я в то время был заместителем министра судостроительной промышленности) возникла идея, как управлять автоматизированными системами голосом, чтобы командир атомной подводной лодки подобным образом мог отдавать любые команды.
Мне нравилось, когда ставятся практически нерешаемые задачи. Собрал команду молодых перспективных специалистов и где-то месяцев через семь-восемь фактически получил прототип искусственного интеллекта, если говорить современным языком. Но ведь действительно существуют вопросы безопасности. На подводной лодке запустить ракету с атомным зарядом можно только голосами двух человек.
Наверное, это несовременный взгляд, но считаю, что искусственный интеллект — это просто большой компьютер. Да, он может обработать колоссальный объем информации, сделать выборки, необходимые человеку для работы, но искусство интеллекта — это исключительно функция мозга человека. Мыслящую технику создать невозможно. Все-таки искусственный интеллект прописан машинными кодами, это не человеческий мозг. Есть кнопка, которую всегда можно выключить.
Т.В. Киселева. Антон Павлович, давайте теперь поговорим о международной интеграции как о действенном инструменте защиты рынков и обеспечения коллективной безопасности. Какова роль национальных органов по стандартизации стран ЕАЭС и СНГ в решении задач наращивания сотрудничества в сфере трансфера технологий и поддержки совместных высокотехнологичных производств на территориях государств-участников?
![]() А.П. Шалаев |
А.П. Шалаев. Сотрудничество по стандартизации и метрологии на евразийском пространстве, в т.ч. в рамках СНГ, является одним из традиционных и хорошо зарекомендовавших себя форматов. Причем если изначально мы говорили исключительно о совместном применении межгосударственных стандартов по отдельным группам продукции, на которые распространяются требования безопасности, содержащиеся в технических регламентах, то сейчас крайне важен переход к применению стандартов в целях глубокой интеграции в общих проектах. Где еще, как не на евразийском пространстве, решать эту задачу? Ведь именно здесь задолго (за 25 лет) до общеевропейских норм появились первые в мировой истории межгосударственные стандарты — стандарты Совета экономической взаимопомощи. Мы должны помнить уроки регионального взаимодействия через стандартизацию.
Иными словами, необходимо переходить к скоординированной политике в сфере стандартизации на евразийском пространстве, что позволит не только более эффективно выстроить системы технического регулирования, но и повысить эффективность инфраструктуры качества в целом. Основным документом развития Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (МГС) сегодня является Стратегия развития МГС до 2030 года, которая охватывает все направления деятельности МГС, в т.ч. стандартизацию и метрологию. Государствами-участниками утвержден Перечень приоритетных направлений работ по межгосударственной стандартизации на 2023— 2027 годы. При его подготовке с учетом стратегических векторов развития СНГ были определены 12 направлений для разработки ГОСТ, включая топливно-энергетический комплекс, мирные ядерные технологии, транспорт и его инфраструктуру, исследование и использование космического пространства, цифровизацию и технологическое развитие, ресурсо- и энергосбережение, аграрную промышленность и иные сферы. Их реализация позволит внести вклад в обеспечение безопасности, устойчивого развития, технологической трансформации экономик стран СНГ, будет способствовать развитию кооперационных связей, совместных проектов, устранению технических барьеров в торговле.
Т.В. Киселева. Нет ли здесь противоречия? На сегодняшний день ключевая стратегическая задача — достижение нашей страной технологического суверенитета. Каким образом правильно выстроить баланс между импортонезависимостью и углублением торговой интеграции стран БРИКС?
А.П. Шалаев. В условиях глобализации и быстро меняющегося международного ландшафта этот вопрос становится особенно актуальным.
Во-первых, необходимо понимать, что импортонезависимость и торговая интеграция не являются взаимоисключающими понятиями. Напротив, они могут и должны друг друга дополнять. Для достижения этого баланса мы должны предпринимать эффективные шаги на национальном уровне, а они, в свою очередь, будут основаны на наилучших международных практиках, доступ к которым нам открывается благодаря таким интеграционным объединениям, как БРИКС.
Подобного рода сотрудничество, обеспеченное усилиями нескольких стран, может стать одной из моделей взаимодействия стран БРИКС, позволяющей почерпнуть опыт наших зарубежных коллег, который мы впоследствии будем интегрировать в собственные технологические решения. Конечный результат придаст положительный импульс повышению эффективности работы наших международных партнеров в области стандартизации.
Ключевые принципы взаимодействия стран — членов БРИКС, в частности, отражены в Стратегии экономического партнерства БРИКС до 2025 года, согласно которой предполагается укрепление торгово-экономического сотрудничества в целях устранения торговых барьеров и разработки общих стандартов, а также обмен опытом и совместное участие в проектах по обмену технологиями и ресурсами.
Кроме того, сотрудничество на уровне БРИКС предусматривает новые возможности в области цифровой трансформации, что создает потенциал для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, улучшения качества жизни, ликвидации цифрового разрыва, а также преодоления накапливающихся социальных, экономических и инфраструктурных дисбалансов — факторов обеспечения устойчивого роста в странах БРИКС.
Т.В. Киселева. Прошлый год для России был особенно важным в части председательства в БРИКС. Состоялась первая в истории очная встреча глав национальных органов по стандартизации стран — участников альянса. Каких результатов удалось достичь по итогам года?
А.П. Шалаев. Несмотря на то что Российская Федерация сохраняет полноправное членство в международных организациях по стандартизации, а российские эксперты беспрепятственно продолжают работу в технических органах этих организаций, мы не ограничиваемся традиционными площадками. В этой связи БРИКС представляется весьма перспективным форматом для продвижения совместных разработок по стандартизации, в первую очередь в интересах отечественной промышленности.
Очевидно, что председательство Российской Федерации в БРИКС в этом году предоставило нам дополнительные возможности для развития кооперации и более тесного взаимодействия в сфере стандартизации и технического регулирования — тем более что подобный диалог велся с 2016 г. Так, Росстандартом была сформирована и утверждена программа мероприятий Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2024 год в рамках председательства Российской Федерации в объединении БРИКС с учетом приоритетных задач сотрудничества в отдельных отраслях экономики, представляющих взаимный интерес. Хотел бы использовать возможность и вкратце, основываясь на положениях Соглашения о взаимодействии между Росстандартом и Российским союзом промышленников и предпринимателей, отчитаться перед РСПП о результатах.
Центральным событием для нас, безусловно, стала проведенная в сентябре этого года по инициативе Российской Федерации в Москве первая в истории встреча глав национальных органов по стандартизации государств — участников БРИКС. Основной темой встречи было обсуждение направлений совместной работы, а также перспективы взаимодействия национальных органов по стандартизации в условиях развития технологического, промышленного и экономического сотрудничества стран альянса.
Рассматривались следующие ключевые вопросы:
Также участники продемонстрировали российский опыт разработки стандарта методологии оценки коммерческих компаний и ранжирования их по уровню надежности, социальной и экологической ответственности в рамках достижения целей устойчивого развития, позволяющей наглядно оценить вклад в достижение национальных целей развития и выявить представителей ответственного бизнеса, достойных государственной поддержки.
Можно сказать, что встреча явилась отправной точкой создания неформального совета глав национальных органов по стандартизации государств БРИКС, а также выработки формата взаимодействия в сфере стандартизации. Он заключается в обмене наилучшими практиками (стандартами) — иными словами, на данном этапе речь идет не о разработке отдельного вида документа («стандарта БРИКС»), а о принятии партнерами действующих национальных стандартов одного из государств в интересующей области для прямого применения или для разработки собственных. С целью реализации подобного формата на практике создана и уже функционирует рабочая группа по обмену информацией национальных органов по стандартизации БРИКС.
На наш взгляд, выработка и фактическое применение такого механизма взаимодействия крайне важны и должны быть востребованы отечественной промышленностью.
Помимо этого, в течение года проведен целый ряд мероприятий по линии стандартизации и метрологии — профильные экспертные семинары, сличения эталонов в различных областях, а также онлайн-семинары с профильными органами БРИКС, в т.ч. по следующим темам:
Кстати, обсуждались предложения по созданию на основе российского опыта «службы вращения Земли стран БРИКС» — своего рода специального комитета для координации научно-технического сотрудничества и гарантированного предоставления государствам альянса фундаментальных данных о пространстве и времени для целей координатно-временного обеспечения.
Очевидно, что сотрудничество в сфере стандартизации в формате БРИКС будет расти, охватывая все больше областей и направлений. Ведь прямое применение государствами согласованных стандартов (в т.ч. российских) способствует упрощению торгово-экономических отношений и снижению технических барьеров при реализации совместных инвестиционных проектов, а также реализации единых технологических решений, что крайне важно для объединения, участники которого сегодня вносят наибольший вклад в развитие мировой экономики.
Во время записи интервью
Т.В. Киселева. Геннадий Петрович, хотелось бы, чтобы наша беседа затрагивала не только институциональные вопросы, но и личные особенности руководителей и специалистов, помогающие им выводить свои предприятия на качественно новый уровень.
Г.П. Воронин. Молодежь, студенты часто задают мне этот вопрос во время традиционных лекций о качестве. Ответ такой: самая главная проблема в нашей стране — кадровая политика государства. Когда узнаю, что назначен новый руководитель ведомства или заместитель, сразу читаю его биографию. Хорошо, что есть интернет. До сих пор не понимаю, как может человек, никогда не работавший в той или иной отрасли, стать ее лидером. Нельзя же руководить заводом, если не прошел (даже больше скажу — если не прожил) заводскую практику. Критерии оценки первых лиц должны измениться.
Что мы наблюдаем сегодня? Буквально на каждом шагу приходится сталкиваться с последствиями недобросовестной, некачественной работы, с обманом потребителей, нарушением установленных правил и стандартов. Полагаю, пришло время менять саму сущность подходов к решению проблемы. Качество — категория нравственная. Необходимо довести эту мысль до как можно большего числа предпринимателей, менеджеров и рядовых тружеников.
Качество — продукт совместной интеллектуальной и профессиональной деятельности многих людей. Кроме знаний и навыков, они обладают еще и волей, нравственными принципами, ценностями, традициями и т.п. Поэтому не стоит рассчитывать на то, что механическое внедрение даже самых совершенных систем и инструментов позволит решить проблему качества. Не помогут ни карательные меры надзорных органов, ни регулирующая роль рынка.
Движение за качество должно начинаться с обращения к первопричине — человеку. Его надо убеждать, просвещать, обучать, чтобы идея качества стала частью его мировоззрения. Это новая философия, преобразование нашего мышления и нравственных основ, нашего стиля работы, стиля управления.
Качество начинается в голове руководителя. Пока в его сознании не укрепится убеждение, что качество ему необходимо как хлеб, как воздух, СМК будет для него лишь украшением фасада.
Т.В. Киселева. Вы сейчас сказали, что человека «надо убеждать, просвещать, обучать». Какова роль профессиональной литературы в этом процессе?
Г.П. Воронин. Далеко не все руководители находят время на чтение специальной литературы, считая, что они все постигли и все умеют, поскольку получили назначение на высокую должность. Это, кстати, касается не только директоров предприятий, но и руководителей некоторых министерств и ведомств. Инертность и невежество — самая распространенная в России болезнь высшего менеджмента.
Надо включать вопросы качества и основы науки о качестве в процессы образования и воспитания молодого поколения, подготовки инженеров, рабочих, управленцев, педагогов, медиков, организации производства и обслуживания населения и т.д. Именно этим и занимается Всероссийская организация качества. Не зря же мы издали столько книг, выпускаем журналы!
Увы, наше общество инертно и к проблемам качества равнодушно. Даже наши журналы читают далеко не все те, кому они адресованы. Но мы оптимисты и стараемся влиять на сознание, насколько это возможно, — в т.ч. на сознание представителей высшего и среднего эшелонов власти.
Т.В. Киселева. Антон Павлович, в заключение нашей беседы, которая, я уверена, будет исключительно полезна и зрителям видеоверсии, и читателям печатного формата журнала «Стандарты и качество», расскажите, что нас ожидает в сфере стандартизации в 2025 г., какие будут нововведения?
А.П. Шалаев. В 2025 г. в сфере стандартизации ожидаются существенные изменения, включая цифровизацию стандартов, что упростит доступ к информации и ускорит процессы разработки. Также возрастет внимание к экологическим стандартам, направленным на устойчивое развитие, утилизацию отходов и снижение углеродного следа. Важным трендом станет интеграция искусственного интеллекта с актуализацией стандартов для обеспечения безопасности и этичности его использования. Учитывая рост интернета вещей, акцент будет сделан на интероперабельности систем, улучшении совместимости устройств. Кроме того, стандарты станут более гибкими и адаптивными к изменениям в технологиях и бизнес-процессах. Увеличится вовлеченность малых и средних предприятий, а также потребителей в процесс стандартизации, что сделает его более инклюзивным. Эти изменения помогут адаптироваться к быстро меняющемуся миру и улучшить качество продукции и услуг.
Важные направления, такие как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), требуют внедрения экологически безопасных и эффективных решений, что также возможно через стандартизацию. Отдельно необходимо отметить ряд перспективных направлений Программы национальной стандартизации на 2025 год в части стандартизации станкоинструментальной продукции, робототехники, развития высокоскоростных железнодорожных магистралей, программно-аппаратного обеспечения критической информационной инфраструктуры, создания комфортной и безопасной среды для жизни, а также доступной среды для маломобильных групп населения, медицинских изделий и материалов, товаров и услуг для детей и многие другие.
Т.В.Киселева. Геннадий Петрович, мы много сейчас говорили о стратегическом значении стандартизации, вы же любите повторять, что стандарт — это просто здравый смысл.
Г.П. Воронин. Безусловно. Поэтому внедрение инструментов стандартизации и управления качеством в производство — необходимое каждому руководителю здравомыслие.
[1]
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации».
[2]
КС УКП — комплексная система управления качеством продукции.
[3]
Подробнее об ЭКГ-рейтинге читайте в статье «Ответственный бизнес и права потребителей».
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |