Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
![]() Г.П. Воронин |
В СССР начиная с 1970-х годов суммарный объем выпускаемых тракторов стабильно составлял 500–550 тыс. ед. в год. В 60-е годы экспортировалось 20 тыс. тракторов, а в 80-е их число увеличилось до 40–50 тыс. ед. Вот так активно развивалось тракторостроение в нашей стране.
Я хорошо помню, как в годы моего детства и юности на полях малой родины работали только отечественные тракторы: С-60 «Сталинец», С-65 «Сталинец», «Сталинец-80», СТЗ-5 — НАТИ, СХТЗ 15/30, ДТ-75.
Сегодня статистика удручает. В 2018 г. выпущено 4628 тракторов, в 2021 г. — 6784 и в 2022 г. — 4484. В начале 2024 г. объем производства снизился на 50%. А ведь известно, что машиностроение дает одну из самых высоких добавочных стоимостей и способствует росту ВВП страны. Одно рабочее место в сборочном цехе обеспечивает работой еще от 8 до 10 человек в смежных отраслях: металлургической, химической, нефтеперерабатывающей. Можно сказать, что каждый произведенный трактор — заслуга всей страны.
С 1 января 2013 г. в России действует Программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники («Программа 1432»), принятая по инициативе Владимира Путина. Ее суть в том, что при покупке отечественной сельхозтехники аграриям предоставляется скидка в размере 25–30% в зависимости от региона. Было выделено довольно приличное финансирование: на 2013–2014 гг. — 2 млрд руб. В 2016 г. производители сельхозтехники получили федеральные субсидии на общую сумму 11,2 млрд руб., а в 2017 г. — свыше 15 млрд руб. Программа заработала. Но нашлись в правительстве реформаторы, которые посчитали, что субсидии необходимо сократить.
Так, в 2020 г. на программу было выделено 12 млрд руб., в 2021 г. — 10 млрд руб., а в 2023 г. уже 8 млрд руб. Пахарям не до новой техники... В приоритете у аграриев всегда горюче-смазочные материалы, удобрения, семена, обслуживание кредитов и только потом покупка нового оборудования. Да еще Центробанк повысил ключевую ставку до 19%, а потом — до 21%, в подведомственных ему банках ставка на кредит на новую технику также взлетела.
Эксперты считают, что сельскохозяйственному машиностроению нанесен ощутимый удар. Объем производства отечественных тракторов за 2024 г. сократился на 8,8% в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. Снижение продолжается. Спрос на сельхозтехнику упал на 30–50% в зависимости от сегмента, и тенденций к его росту не прослеживается.
Увеличился объем импорта сельхозтехники, который субсидируется и льготируется в тех странах, где эта техника производится. Стоимость денег выросла, это влияет на платежеспособный спрос, возможность закупки техники.
Представьте, что вам предложили кредит на новый трактор или комбайн под 30% годовых. Вы никогда не сможете окупить такую ставку. Получается, фермер не смог приобрести новую технику, а завод — продать машину. Значит, не заработал. Выиграют только продавцы запчастей. Фермер идет к ним, чтобы купить отремонтированную зимой технику. Как решить эту проблему? Одно из предложений — слегка «подкрутить» налоги на реального производителя, которые в нашей стране в несколько раз больше, чем, например, в братском Китае, а не обременять крестьян еще и утилизационным сбором, как автолюбителей.
По оценкам Ассоциации дилеров сельхозтехники «АСХОД», продажи в этом году сократятся на 15–18%. Так, выпуск зерноуборочных комбайнов снизился до 368 тыс. ед., тракторов — до 2,62 тыс., сеялок — почти на четверть — до 2,48 тыс.
Согласно данным Ассоциации «Росспецмаш», с 2017 по 2023 гг. Китай увеличил экспорт сельскохозяйственной техники в Россию в 4,4 раза в денежном выражении, а поставки китайских тракторов для сельского хозяйства в Россию выросли в 24 раза. Такая тенденция сохраняется и сейчас. Доля тракторов из Китая в структуре этого сегмента составила всего 4% в 2017 г. и уже 63% — в 2023 г. Между тем мощность действующих российских предприятий и нового завода «Ростсельмаш» могут увеличить долю отечественных и белорусских производителей тракторов на внутреннем рынке до 80%. Но чтобы это произошло, необходима комплексная поддержка со стороны государства для своевременного обновления парка.
Важно увеличить финансирование эффективных механизмов, таких как субсидирование приобретения сельхозтехники со скидками в рамках «Программы 1432» до 20 млрд руб. в год, выделить больше средств на льготные кредиты и лизинг. Особое внимание следует уделить предоставлению аграриям и машиностроителям льготных кредитов по ставке 0–1%, снижению ставок по коммерческим кредитам, отмене ограничений экспорта сельхозпродукции за рубеж, а также обеспечению минимальных цен на сельхозпродукцию на внутреннем рынке.
Р.S. Наибольшим парком сельскохозяйственных тракторов располагают (в порядке убывания): США, Япония, Италия, Индия, Франция, Польша, Германия.
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |