Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Эксперты Консорциума «Кодекс» помогают разобраться в том, как работать с жалобами, устранять несоответствия после прохождения процедуры подтверждения компетентности, а также понять, когда нужно получать аккредитацию в других системах, кроме национальной системы аккредитации (НСА). Материал подготовлен на основе докладов, с которыми ведущие специалисты в данной области выступили на юбилейной Неделе «Техэксперт».
За последние несколько лет в сфере аккредитации появилось множество нововведений, и их влияние на повседневную работу ощущается довольно сильно. В ответ на просьбы пользователей систем «Техэксперт» и участников онлайн-мероприятий доклады конференции в этом году были сосредоточены на практических рекомендациях по применению стандартов в области аккредитации.
Уровень обсуждаемых вопросов варьировался от базовых до более специфичных — ведь аккредитованные организации должны быть готовы решать любые задачи. Осталось лишь вооружиться актуальными знаниями и четким планом действий.
Для многих лабораторий работа с жалобами является больной темой: сотрудники не знают наверняка, какие шаги нужно предпринять при работе с претензиями и как избежать ошибок. Если процесс не настроен должным образом, последствия могут быть крайне неприятными: потеря доверия со стороны клиентов, санкции со стороны органов аккредитации — приостановление действия аккредитации или ограничение ее области.
Дмитрий Фалкин, модератор секции и председатель Ассоциации «Компетентность и качество», эксперт по аккредитации, осветил эту тему в своем докладе, назвав пять ключевых принципов, которых стоит придерживаться, работая с жалобами и претензиями:
Спикер разобрал наиболее частые жалобы (рис. 1), а затем рассказал, как систематизировать процесс работы с ними. Эксперт предложил пошаговый подход для формирования эффективной системы: вначале сформировать матрицу полномочий и ответственности, что поможет четко распределить роли и обязанности, а затем сформулировать критерии компетентности для каждой функции. Следующий шаг — связать матрицу полномочий с планом обучения в целях подготовки сотрудников и повышения их квалификации. В заключение Д. Фалкин порекомендовал отрабатывать навыки через моделирование действий: практическое обучение поможет лучше подготовиться к реальным ситуациям.
Рис. 1. Частые жалобы
Приостановка аккредитации — вызов для лаборатории, но не конец света. Это временная мера, и при правильном подходе можно восстановить аккредитацию.
В своем докладе Мария Марьина, создательница телеграм-канала «Эксперты на связи», консультант по устранению несоответствий, подготовке к госконтролю, подтверждению компетентности и аккредитации, акцентировала внимание на действиях, которые следует предпринимать при приостановке аккредитации. Эксперт разделила их на четыре этапа.
Изучение акта экспертизы и корректные действия
Первый шаг — изучить акт экспертизы, внимательно ознакомившись с формулировками несоответствий. Если они неясны, их рекомендуется уточнить у эксперта. Если несоответствия не относятся к деятельности лаборатории, необходимо немедленно уведомить эксперта об этом. В случае несогласия с актом экспертизы лаборатория должна в течение трех рабочих дней сформировать и направить возражения.
Процесс регистрации несоответствий — один из важнейших этапов, который требуется выполнить после прохождения подтверждения компетентности и приостановки аккредитации. М. Марьина подчеркнула: грамотное и своевременное оформление отчетов о несоответствиях — ключ к успешному восстановлению аккредитации и устранению нарушений.
Несоответствия необходимо выявить с помощью стандартной процедуры анализа, которая регламентируется ГОСТ ISO/IEC 17025–2019. Спикер предложила использовать методику, которая называется «Пять почему», — инструмент для анализа, позволяющий выявить истинные причины проблем. Эксперт привела пример с биркой на средстве измерения, которая не была обновлена после поверки, как типичную ошибку, с которой сталкиваются лаборатории. Метод «Пять почему» помогает не просто зафиксировать факт ошибки, а разобраться в ее коренных причинах: важно не ограничиваться поверхностным анализом. Например, если бирка не была заменена после поверки, то первый вопрос, который нужно задать: «Почему она не актуализирована?» Ответ может привести к следующему вопросу: «Почему она не была заменена после поверки?» Это может быть связано с тем, что информация о поверке не была передана ответственному сотруднику. Далее, когда выявляется, что информация не была передана, нужно задать вопрос: «Почему информация не была передана?»
М. Марьина отметила, что часто причина кроется в неактуализированном руководстве, которое не содержит инструкции о передаче информации между сотрудниками вследствие отсутствия системы регулярного пересмотра внутренних документов в лаборатории — что и является коренным источником несоответствия. Важно не просто устранить текущую ошибку, но и улучшить процесс, чтобы такие проблемы больше не повторялись. После выявления основной причины следует разработать и внедрить корректирующие действия, такие как обновление документации и внедрение регулярного пересмотра процедур. Это обеспечит долгосрочное решение проблемы, а не просто ликвидацию ее внешнего проявления.
Следующий важный момент — необходимость оформления отчета о несоответствии. Спикер объяснила, что лаборатория должна подготовить отчет, который будет содержать несколько ключевых элементов:
М. Марьина напомнила, что отчеты о несоответствиях должны быть оформлены согласно требованиям нормативных документов, в первую очередь п. 6.7 СМ № 03.1-9.00133.
Эксперт также уделила значительное внимание прохождению государственного контроля, который представляет собой важную часть подтверждения компетентности лаборатории и восстановления аккредитации после приостановки ее действия. Она подробно разобрала, что нужно подготовить перед началом проверки (рис. 2), а затем выделила ключевые аспекты, которые следует учитывать при прохождении госконтроля.
Рис. 2. Что следует подготовить к началу проверки
Лаборатории должны внимательно относиться к уведомлениям о проведении проверки. Важно, чтобы все уведомления о проверках были своевременно получены и зарегистрированы. Для этого надо обращать внимание на сроки предоставления информации, которые могут быть указаны в уведомлениях.
Кроме того, необходимо правильно оформлять письменные объяснения или документы, которые могут быть запрошены контролирующими органами в ходе госконтроля. При этом лаборатории должны соблюдать установленные сроки. Если поступает запрос о предоставлении письменных объяснений, ответственный сотрудник обязан внимательно ознакомиться с требованиями и подготовить запрашиваемые документы в срок.
В идеальном мире все процессы идут как по маслу: производители экономят время и деньги, не проводя повторных тестов, потому что результаты уже признаны на международном уровне. Бизнес получает прозрачные, безопасные поставки и качественную экспертизу, а лаборатории укрепляют свою репутацию, открывая новые горизонты для сотрудничества и экспорта услуг. Каждый шаг продуман, все идет по плану. Но реальность — это совсем другая история, где все иначе: существуют такие преграды, как региональная фрагментация и локальные объединения, политические и геополитические барьеры, протекционизм, разница в национальных стандартах и регламентах. Эти проблемы требуют внимательного подхода и поиска решений, чтобы сделать «идеальный мир» чуть более доступным для общества.
Первую часть доклада, посвященную санкциям, нормативным барьерам и управлению рисками, Игорь Барбашин, основатель агентства «РосАккЛаб» и группы компаний «Модум», метафорично озаглавил: «Как совершить кругосветку еще до спуска на воду». «Кругосветка» в контексте истории — метафора для сложного международного проекта, который включает множество стран и участников, а также требует точного согласования стандартов и сертификаций на каждом этапе. Проект «путешествует» через разные страны с множеством проверок, чтобы быть готовым к запуску.
Эксперт выделил следующие ключевые вызовы и важные шаги для реализации глобальных проектов:
Спикер подытожил: недооценка значимости согласования стандартов, документации и проверки на каждом этапе может привести к крупным финансовым потерям и затягиванию сроков проекта.
Во второй части своего доклада, озаглавленной «Как построить что-то большое где-то далеко и остаться непричастным», И. Барбашин затронул вопросы успешной реализации крупных международных проектов при минимизации политических и экономических рисков. Он остановился на проблемах, возникающих при использовании западного оборудования и технологий в российских проектах, и описал довольно сложную процедуру, которая заключается в обеспечении международного признания лабораторий и их результатов. Эксперт осветил следующие случаи:
И. Барбашин также рекомендовал сначала досконально изучить условия, которые ставит заказчик (а также ограничения, накладываемые на заказчика его местным законодательством), и только потом искать лабораторию, которая этим условиям соответствует. К примеру, для работы с китайским рынком важно учитывать, что Китай в ряде случаев может принимать только сертификацию своих НСА, и международные аккредитации часто не признаются. Для европейского или американского рынка, напротив, основное значение имеют международные стандарты ISO/IEC.
Консорциум «Кодекс» продолжает активно поддерживать специалистов в области аккредитации, регулярно проводя форумы и конференции. Неделя «Техэксперт» вызвала живой интерес профессионального сообщества: в ее работе приняли участие порядка 2000 слушателей, которые задали выступавшим экспертам более 200 вопросов, получив ответы и рекомендации. Материалы и запись конференции доступны пользователям в системах: «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация», «Техэксперт: Нормы, правила, стандарты и законодательство России», «Техэксперт: Помощник метролога».
1 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
2 ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
3 СМ № 03.1-9.0013 «Схема аккредитации испытательных лабораторий (центров) в национальной системе аккредитации».
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |