Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
![]() Г.П. ВОРОНИН |
Главный редактор журнала «Стандарты и качество» Г.П. Воронин участвует в различных международных и российских форумах, конференциях и круглых столах, на которых получает много вопросов из зала. Они и становятся основой для печатной публикации. Читатели также могут отправлять свои вопросы по электронному адресу: gpvoronin@mirq.ru.
— Такое впечатление, что при социализме Россия развивалась быстрее, чем страны Запада. Или нет?
— Отвечаю с гордостью: социалистическая Россия развивалась вдвое стремительнее западных стран. В период 1917–1984 гг. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в СССР рос почти в 1,9 раза быстрее, чем в США. С началом перестройки наша страна отстала на 26%. По данным Международного валютного фонда, в 2024 г. среднедушевой ВВП по ППС в России составил 46 195 долл. Тенденции во многом связаны с накачкой военно-промышленного комплекса, продукцию которого проблематично применять для развития экономики. Ожидается снижение темпов роста до 1,7% в 2025 г. и 1,5% в дальнейшем.
В последнее десятилетие Россия перестала догонять Запад в развитии. С 2014 г. душевой ВВП по ППС у нас увеличился на 14%, тогда как в США — на 19%. Если в 2014 г. уровень экономического развития составлял 58% от американского, то в 2024 г. — 56%. С переходом к рынку случился обвал этого показателя (с 76% в 1984 г. до 33% в 1998 г.).
Войны, революция подорвали народное хозяйство. «Либо мы догоним и перегоним передовые страны, либо мы погибнем», — говорил В.И. Ленин в 1917 г. С окончанием Гражданской войны и изгнанием иностранных интервентов этот лозунг взялись успешно реализовывать при И.В. Сталине. В 1917 г. душевой ВВП в Российской империи / СССР составлял 29% от уровня США, а в 1954 г. — уже 49%. Несмотря на кровопролитные войны и необходимость восстановления после них, развитие в СССР в 1917–1954 гг. происходило в 1,7 раза быстрее, чем в Америке. Своего пика душевой ВВП по ППС достиг в 1975 г.: в СССР он составил 61% от уровня США, а в РСФСР — 84%. Инициативы М.С. Горбачева привели не к сокращению разрыва, а наоборот — к упадку. Штаты навязали России модель рыночной экономики, в которой они задают правила игры, и руками своей агентуры прошлись по стране катком самых радикальных либеральных реформ.
Тем не менее я твердо верю (да и читатели, думаю, тоже): Россия — на правильном пути.
— Как решается проблема утилизации старых автомобильных покрышек?
— Ежегодно в России образуется более 1 млн т таких отходов. Вопрос утилизации изношенных шин приобрел большое экологическое и экономическое значение.
Автомобилисты, да и просто любознательные люди, знают, что автопокрышки состоят из нескольких элементов: резиновый протектор и боковина из синтетического каучука, корд (каркас шины из стекловолокна или текстиля), бортовые металлические кольца и тонкая армирующая проволока, связующие компоненты и др. При производстве используют каучуки, смолы, сажу, кремниевую кислоту, технический углерод — все эти вещества необходимы, но вредны для здоровья человека и окружающей среды, да и разлагаются они очень медленно — от 120 до 140 лет. Поэтому с 2019 г. автошины запрещено вывозить на мусорные полигоны.
Между тем автомобильные покрышки — ценнейшее сырье. В них содержится до 70% резины, 15–25% технического углерода, 10–15% металла. В регионах страны в последние годы активно создаются и расширяются предприятия по переработке шин. За день можно сотни тонн превратить в крошку размером 2–4 мм, которая пойдет на изготовление покрытий для детских и спортивных площадок. Самая мелкая фракция (0,4 мм) используется в битумных смесях, а также как добавка к сырой резине при производстве автопокрышек. Из крошки получают газ, жидкость и углеродный остаток.
Пока, к сожалению, на переработку попадает только около трети отслуживших шин. Проблему можно решить в течение 2 лет.
— Как вы относитесь к промышленному туризму?
— Максимально позитивно. Проекты промышленного туризма развивают 84 региона страны. Около 1,5 тыс. предприятий открывают свои двери для посетителей. Готовы к гостям как крупные компании, так и представители среднего и малого бизнеса, к примеру небольшие сыроварни и мастерские. Лидерами по вовлеченности в промышленный туризм являются производства машиностроения, химической, топливно-энергетической, легкой и пищевой индустрий.
Некоторые регионы разработали собственный бренд промышленного туризма. К примеру, в Москве действует проект «Открой#Моспром». За 5,5 лет его работы предприятия столицы посетили 16 млн человек. Проведено более 3 тыс. экскурсий и свыше 970 мастер-классов. Промышленный туризм может быть не только развлечением, но и профориентацией. В моем понимании это самое главное.
Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию призвал руководителей компаний приглашать школьников на предприятия. Многие компании создали собственные программы профориентационных мероприятий. Например, АО «Протон-ПМ», которое изготавливает знаменитые ракетные двигатели и известно передовыми разработками по созданию сплавов, запустило «профориентационную электричку» по маршруту «Пермь — Новые Ляды». Путешествие в мир ракетостроения начинает ся еще по пути на производство. В Московской области действует промышленный маршрут «Ситцевый экспресс», в который вошли традиционные швейные фабрики региона. На Кубани функционирует маршрут «Индустриальный калейдоскоп Причерноморья», включающий экскурсии на крупнейшие предприятия Краснодарского края. В перспективе его планируют расширить, добавив объекты в Ставропольском крае и Ростовской области, а также в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Движение набирает обороты.
И для любознательных. Родоначальником развития промышленного туризма считается американский бренд Jack Daniels. Еще в 1866 г. на завод компании стали пускать обычных посетителей. В 1930-х гг. начали проводить экскурсии и на советских предприятиях.
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |