Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
В совместном интервью Г.П. Воронин, президент Всероссийской организации качества (ВОК), и М.Ю. Недзвецкий, генеральный директор ООО «Газпром ВНИИГАЗ», заместитель начальника Департамента ПАО «Газпром», размышляют, каким образом инструменты стандартизации и управления качеством помогают создавать добавленную ценность и повышать конкурентоспособность как экономики в целом, так и отдельных отраслей.
![]() Г.П. ВОРОНИН |
— Геннадий Петрович, вы руководили Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации с 1997 по 2001 гг. и стояли у истоков зарождения Всероссийской организации качества (ВОК), которую бессменно возглавляете на протяжении почти 25 лет. Тогда полным ходом шла радикальная перестройка управления экономикой и формирование принципиально иной структуры органов государственной власти, необходимо было выработать новые цели и новые ориентиры. Расскажите о приоритетных задачах, которые вам приходилось решать.
— Г.П. Воронин. На всех руководящих должностях, которые я занимал (от начальника главка до замминистра судостроительной промышленности СССР, от зампредседателя Госкомоборонпрома до Председателя Госстандарта РФ), приоритетным для меня был и остается вопрос качества. Всемерно способствую его широкому внедрению и как президент ВОК, и как главный редактор журнала «Стандарты и качество». А основа качества — это стандарт. И тогда, и сейчас стандарты играют решающую роль в поддержании конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, модернизации экономики и ее инновационном развитии. При этом нужно помнить, что качество — это еще сбережение ресурсов, повышение эффективности производства, безопасность продукции и услуг для человека и окружающей среды.
К сожалению, многие руководители не понимают, что, прежде чем внедрить какой-либо стандарт, необходимо проанализировать все технологии на своем производстве, посмотреть, какие на предприятии есть станки, готовы ли рабочие и инженеры к тому, чтобы выполнить требования стандарта. На первый взгляд, вроде бы все просто, но за этим стоит большая работа — и кадровая, и по доводке оборудования. Кстати, сейчас это зачастую большая проблема, поскольку на предприятиях было много иностранной техники. Теперь нужно самим начать производить станки, соответствующие текущим и перспективным задачам производства.
Если же говорить о защите потребителя с точки зрения обеспечения безопасности, то здесь ключевая роль принадлежит сертификации. Именно этот механизм в период перехода от административно-командного способа управления экономикой к рыночному внес значительный вклад в дело защиты потребителей. Правда, накопленный опыт выявил некоторые недостатки действующей системы. Речь шла о необходимости перехода к новому этапу развития и совершенствования сертификации, основная задача которого — обеспечить разумный баланс между рисками общества и затратами предприятий на подтверждение соответствия выпускаемой и реализуемой продукции.
С целью улучшения создавшегося положения Госстандарт России разработал и принял Концепцию совершенствования действующей в стране сертификации продукции и услуг и перехода к механизму подтверждения соответствия. Она создавалась с учетом Соглашения по техническим барьерам в торговле (ГАТТ/ВТО), директив Европейского союза (ЕС) и руководств ISO/IEC, а также практики сертификации в Российской Федерации и других странах. Но при этом следует иметь в виду, что добровольная сертификация не заменяет обязательную, которую необходимо проводить в установленном порядке.
Переход страны на условия рыночного хозяйствования выявил дополнительные сферы эффективного применения стандартов: сфера социальных услуг населению и инфраструктура социальной сферы в целом, в т.ч. образования и здравоохранения, медицинское страхование, компьютеризованные банковские технологии, оценка основных фондов и др.
![]() М.Ю. НЕДЗВЕЦКИЙ |
— Максим Юрьевич, Система стандартизации ПАО «Газпром» в этом году отмечает свое двадцатилетие. Однако она появилась не спонтанно, а продолжила нормативное регулирование газовой отрасли, началом которого можно считать создание в 1965 г. Министерства газовой промышленности СССР. Расскажите о трансформации Системы в постсоветский период.
— М.Ю. Недзвецкий. Начну все же несколько раньше. В ходе рыночных реформ и последовательного превращения Мингазпрома СССР в Государственный газовый концерн «Газпром» (1989 г.), Российское акционерное общество РАО «Газпром» (1993 г.) и Открытое акционерное общество «Газпром» (1998 г.) происходила оптимизация структуры компании. Под нее попала и действовавшая в Мингазпроме СССР система стандартизации — был ликвидирован Отдел стандартизации и, соответственно, в структуре дочерних обществ и организаций РАО «Газпром» упразднены аналогичные подразделения.
Лишь в научных организациях Группы компаний «Газпром» были сохранены соответствующие структуры, штатно урезанные: так, в то время в ООО «ВНИИГАЗ» численность лаборатории стандартизации составляла пять работников, трое из которых занимались ведением фонда нормативных документов в сфере деятельности РАО «Газпром» (пополнением, актуализацией и обеспечением нормативными документами дочерних обществ по их запросам), а в отдельных дочерних обществах работы по стандартизации были частью задач технических отделов.
На момент создания РАО «Газпром» использовало действовавшие нормативные документы различного уровня и статуса: государственные стандарты (ГОСТ), принятые еще в рамках процессов стандартизации СССР, отраслевые стандарты, принятые Мингазпромом СССР (ОСТ 51), отраслевые стандарты, принятые Минтопэнерго России (ОСТ 153), отраслевые стандарты других министерств и ведомств, затрагивающие газовый комплекс, руководящие документы (РД), ведомственные руководящие документы (ВРД), инструкции (РДИ), методические указания (РДМУ), строительные нормы и правила (СНиП) и своды правил Госстроя СССР (СП), технические условия (ТУ), стандарты предприятий (СТП) и т.п.
Вместе с тем для обеспечения безопасной и эффективной работы, в первую очередь производственных дочерних обществ и организаций РАО «Газпром», непрерывно требовалась разработка и актуализация нормативных документов в их области деятельности. Дочерние общества и организации вынуждены были самостоятельно разрабатывать документы применительно к своей специфике, что приводило к конфликтным ситуациям с другими организациями и ведомствами, в т.ч. налоговыми, экологическими и др.
— Как изменилась ситуация в связи с принятием в 1999 г. Федерального закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»?
— М.Ю. Недзвецкий. Основным и практически единственным на тот момент организационным документом РАО «Газпром» по стандартизации был ведомственный руководящий документ «Порядок разработки, согласования, утверждения и учета нормативных документов для проектирования, строительства и эксплуатации объектов РАО «Газпром» (ВРД 39-1.12-001—98). Однако в конце 2001 г. этот документ по причине несоответствия его «ведомственного» статуса деятельности «Газпрома» как коммерческой организации утратил силу и, соответственно, прекратили действие установленные им правила принятия документов по стандартизации и полномочия должностных лиц, связанные с разработкой и утверждением технических норм.
Таким образом, к началу 2000-х годов в ОАО «Газпром» сложилось понимание, что отсутствие единой технической политики, направленной на координацию деятельности дочерних обществ и организаций в области стандартизации, единых подходов к разработке, согласованию и утверждению нормативных документов, а также отсутствие единого централизованного руководства деятельностью в области стандартизации не способствует деятельности компании в целом.
В апреле 2005 г. приказом ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 г. — ПАО «Газпром») утверждены первые два основополагающих для системы стандарта организации из комплекса «Система стандартизации ПАО «Газпром» — СТО Газпром 1.0–2005 и СТО Газпром 1.1–2005, которые установили цели и принципы стандартизации в компании, структуру участников Системы, функции ее участников, виды документов и порядок работы с ними.
Это фактически ознаменовало возрождение утраченной в период социально-экономических преобразований СССР системы стандартизации Мингазпрома.
— Геннадий Петрович, безусловно, усилиями одного ведомства, проблемы и задачи, о которых вы говорите, было не решить...
— Г.П. Воронин. Управление качеством требует системного, комплексного подхода, ее предстоит решать на макроуровне — при условии выработки и реализации соответствующей государственной политики через законодательство и другие федеральные и региональные управляющие решения; на микроуровне — на основе скоординированной работы исследователей, разработчиков, испытателей, стандартизаторов, производителей, а также организаций по защите прав и интересов потребителей.
Но и этого недостаточно. В последнее время я пришел к выводу, что все-таки качество, хотя мы всегда говорили, что это экономическая категория, на самом деле категория нравственная. Потому что нравственный человек, неважно какую должность он занимает и в какой отрасли работает, не будет нарушать технологию, работать не в соответствии с конструкторской документацией и т.д.
— Максим Юрьевич, давайте вернемся в настоящее время. Что принципиально нового, на ваш взгляд, появилось за последнее время в Системе стандартизации ПАО «Газпром»?
— М.Ю. Недзвецкий. Необходимым и обоснованным решением стало создание в ПАО «Газпром» коллегиального органа по принятию решений по вопросам стандартизации. Такими полномочиями в 2023 г. была наделена постоянно действующая Комиссия по внедрению в ПАО «Газпром» инновационной продукции (ПДК). Это позволило обеспечить принятие взвешенных решений по документам Системы стандартизации (ДСС) на основе учета всех технико-экономических аспектов применения их требований. В комплекте для рассмотрения и принятия решения членами ПДК всегда содержатся результаты экономической оценки применения требований ДСС.
Соответствующие изменения в порядки согласования ДСС внесены в основополагающие СТО Газпром 1.0–2009, СТО Газпром 1.1–2009, СТО Газпром 1.8–2014 (утверждены приказом ПАО «Газпром» от 13.01.2023 № 11). ПДК рассматривают ДСС при наличии следующих условий:
С 2024 г. ПДК наделена полномочиями по принятию решений о целесообразности применения в деятельности ПАО «Газпром» и его дочерних обществ (далее — Группа Газпром) документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, и документов по стандартизации организаций, не входящих в Группу Газпром, в том числе АНО «ИНТИ», с которыми у ПАО «Газпром» заключены договоры (соглашения), дающие право на использование таких документов. Это позволило снизить финансовую нагрузку на Систему стандартизации ПАО «Газпром» за счет возможности применения уже действующих документов по стандартизации, не расходуя финансовые средства на их разработку.
С 2024 г. по настоящий момент ПДК рассмотрены 194 вопроса по стандартизации.
— Каким образом происходит взаимодействие с компаниями — партнерами по вопросам стандартизации?
— М.Ю. Недзвецкий. Стандартизация — неотъемлемый инструмент сотрудничества с ключевыми партнерами, в том числе зарубежными. По Соглашению о сотрудничестве в области взаимного признания стандартов и результатов оценки соответствия от 19 октября 2023 г., вместо редакции от 7 ноября 2016 г., организовано взаимодействие между ПАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией.
В рамках такого взаимодействия:
— Существует ли взаимосвязь корпоративной системы с национальной и межгосударственной стандартизацией?
— М.Ю. Недзвецкий. Национальный технический комитет по стандартизации «Нефтяная и газовая промышленность» (ТК 023), для которого базовой организацией является ПАО «Газпром», участвует в работах по стандартизации как полноправный член 14 технических комитетов по стандартизации (включая 19 подкомитетов) и одного проектного технического комитета по стандартизации, а также осуществляет руководство двумя техническими комитетами и девятью подкомитетами.
ТК 023 трижды становился лидером рейтинга эффективности Росстандарта (в 2020 г. занял 3 место, в 2021-м — 11, в 2022-м — 1, в 2023-м — 4 и в 2024-м — 3 место), первым внедрил интернетпортал, обеспечив цифровую трансформацию деятельности комитета.
Документы Системы стандартизации ПАО «Газпром» служат основой для национальных, межгосударственных и международных стандартов.
Один из последних — ГОСТ 35236–2024 «Система газоснабжения. Магистральная трубопроводная транспортировка газа. Магистральные газопроводы. Правила эксплуатации» (на основе СТО Газпром 2-3.5-454—2010 «Правила эксплуатации магистральных газопроводов»).
В заключение хотел бы особо подчеркнуть, что о важной роли Системы стандартизации ПАО «Газпром» в формировании и реализации программ национальной и межгосударственной стандартизации свидетельствует тот факт, что ее участники неоднократно удостаивались премии «Стандартизатор года».
В 2020 г. в номинации «За практический вклад в разработку стандартов, имеющих большое экономическое и социальное значение», в 2023 г. — «За практический вклад в организацию работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации», в 2024 г. — «За практический вклад в создание и функционирование службы стандартизации на предприятиях (в организациях)».
— Геннадий Петрович, вы говорите о необходимости разрабатывать и создавать собственные средства производства. На решение этой задачи нацелен и соответствующий национальный проект. Расскажите о роли стандартизации в этом процессе.
— Г.П. Воронин. Мы не можем ориентироваться только на установленные международными организациями приоритеты в области стандартизации, не имеем права самоустраниться от решения злободневных задач, диктуемых сложившейся в стране ситуацией. Важнейшая из них — проблема допуска на российский рынок гарантированно безопасных и качественных товаров повседневного спроса (как отечественных, так и импортных). Будет справедливо установить жесткие, но цивилизованные технические барьеры импорту небезопасных и некачественных зарубежных товаров.
Вместе с тем совершенно очевидно, что решение какой-либо актуальной проблемы не может осуществляться в ущерб работе по стандартизации принципиально новых, наукоемких изделий и производственных процессов, так как это чревато значительными, а может быть, и практически невосполнимыми для России потерями научно-технического и производственно-экономического потенциала в наиболее прогрессивных и быстро развивающихся отраслях экономики.
За последние пять лет было принято около 400 новых национальных стандартов, направленных на развитие таких областей, как киберфизические системы, биометрия и биомониторинг, «умные» города, кибербезопасность, рост производительности труда, инновационное и научно-технологическое развитие, технологическое перевооружение промышленности, искусственный интеллект, интернет вещей, высокопроизводительная вычислительная техника и др.
Подавляющее большинство этих стандартов — уникальные российские документы, созданные силами экспертов отечественных компаний. В этом — залог успеха в обеспечении суверенитета в данной сфере.
Беседовала главный редактор РИА «Стандарты и качество» Татьяна КИСЕЛЕВА
|
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
Подпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! | Оформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям! |
Установите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! | Скачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний! |
Подпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! | Расскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес! |
Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. | Опубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас! |