Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти«Потребители — это все мы» — такую характеристику этому понятию дал 35-й Президент США Джон Фицджеральд Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Позднее эта речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя
Международный стандарт ИСО 26000: проблемы, связанные с потребителем1
«Потребители — это все мы» — такую характеристику этому понятию дал 35-й Президент США Джон Фицджеральд Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г. Позднее эта речь стала основанием для создания Всемирного дня защиты прав потребителя.
«Руководящие указания ООН по защите прав потребителей» — один из важнейших международных документов в этой области. Генеральная ассамблея ООН одобрила этот документ в 1985 г. В 1999 г. они были расширены за счет включения требований к устойчивому потреблению. В этих руководящих указаниях содержится призыв к государствам защищать потребителей от рисков, связанных с их здоровьем и безопасностью, содействовать и защищать экономические интересы потребителей, давать потребителям возможность сделать информированный выбор, обеспечивать образование потребителей, доступ к эффективным механизмам возмещения ущерба, нанесенного потребителям, стимулировать устойчивую структуру потребления и гарантировать свободу образования групп потребителей» [12] (врезка 11 ИСО 260003).
Потребители — это все мы.
Джон Кеннеди
6.7 ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
6.7.1 ОБЗОР ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ
6.7.1.1 Организация и проблемы, связанные с потребителями
Организация, предоставляющая продукцию и услуги потребителям и клиентам, несет ответственность перед ними. Проблемы, преимущественно относящиеся к клиентам, делающим покупки для коммерческих целей, рассмотрены в разд. 6.6 ИСО 26000. Проблемы, которые преимущественно относятся к людям, которые делают покупки для частных целей (потребителям), рассмотрены в настоящем разделе.
Ответственность означает предоставление, а также использование достоверной, честной, прозрачной и полезной маркетинговой информации при заключении договоров, а также содействие устойчивому потреблению.
Эта ответственность также подразумевает минимизацию рисков при использовании продукции и услуг, включая разработку, производство, распространение, предоставление информации, техническую поддержку и возможность возврата дефектного товара.
У организации есть существенные возможности содействовать устойчивому потреблению и устойчивому развитию через предоставляемые ею продукцию и услуги, а также различную информацию, в том числе информацию по использованию, ремонту и утилизации продукции.
6.7.1.2 Проблемы, связанные с потребителями, и социальная ответственность
Проблемы в области социальной ответственности, касающиеся потребителей, связаны с применением честных маркетинговых практик, охраной здоровья и безопасности, устойчивым потреблением, разрешением споров и возмещением ущерба, защитой информации и неприкосновенности частной жизни, доступом к продуктам и услугам первой необходимости. Руководящие указания ООН по защите потребителя содержат базовую информацию о проблемах, связанных с потребителями и устойчивым потреблением (см. врезку 11 стандарта).
6.7.2 ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ
6.7.2.1 Принципы
Принципы социально ответственного поведения в отношении потребителей основаны на восьми основных правах потребителей, установленных Руководящими указаниями ООН по защите потребителей [1]. Данные принципы предусматривают права:
Дополнительные принципы:
6.7.2.2 Факторы
Основная обязанность по обеспечению права на удовлетворение базовых потребностей возложена на государство. Однако в тех областях, где государство не удовлетворяет в достаточной мере базовые потребности людей, организации следует быть особенно внимательной к своей деятельности с целью удовлетворения этих потребностей.
Потребители с ограниченными возможностями («уязвимые потребители»: см. 6.3.7.2 стандарта) нуждаются в особом обращении.
6.7.3 ПРОБЛЕМА 1: ДОБРОСОВЕСТНЫЕ ПРАКТИКИ МАРКЕТИНГА, ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ И БЕСПРИСТРАСТНОЙ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ, ОСНОВАННОЙ НА ФАКТАХ
6.7.3.1 Описание проблемы
Честные практики маркетинга, заключения договоров и беспристрастной подачи информации, основанной на фактах, предоставление информации о продукции и услугах в понятной для потребителей форме позволяют потребителю принимать адекватные решения относительно продукции и сравнивать характеристики различных продукции и услуг. Предоставление недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации и недобросовестный маркетинг могут стать причиной приобретения продукции и услуг, не удовлетворяющих потребностям потребителя, что приводит к потере денег, ресурсов и времени [8, 9].
6.7.3.2 Соответствующие действия и ожидания
При обмене информацией с потребителями организации следует:
При выдаче потребительского кредита предоставлять детальную информацию о действительной годовой процентной ставке и всех нюансах выплаты кредита.
6.7.4 ПРОБЛЕМА 2: ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
6.7.4.1 Описание проблемы
Защита здоровья и безопасности потребителей включает в себя предоставление продукции и услуг, являющихся безопасными и не представляющих неприемлемого риска причинения ущерба при использовании по указанному назначению или в соответствии с инструкциями либо при разумном обосновании нестандартного использования [1, 9]. Четкие инструкции по безопасному применению, включая сборку и техническое обслуживание, также являются важной частью защиты здоровья человека и его безопасности.
6.7.4.2 Соответствующие действия и ожидания
Защищая здоровье и безопасность потребителей, организации следует предпринимать перечисленные ниже шаги и уделять особое внимание уязвимым группам потребителей, у которых может не быть возможности понять или оценить возможную опасность. Организации следует:
6.7.5 ПРОБЛЕМА 5: УСТОЙЧИВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
6.7.5.1 Описание проблемы
Устойчивое потребление означает потребление продукции и ресурсов на уровне, согласующемся с устойчивым развитием. Это понятие было поддержано Принципом 8 Декларации по окружающей среде и развитию, подписанной в Рио-де-Жанейро [3].
6.7.5.2 Соответствующие действия и ожидания
Для содействия устойчивому потреблению организации следует предлагать потребителям продукцию и услуги, обладающие социальными и экологическими преимуществами, с учетом всего их жизненного цикла, а также сокращать негативное воздействие на окружающую среду и общество за счет:
1 Продолжение. Начало см.: «Стандарты и качество», 2011, № 1—3. Полный вариант статьи в авторской редакции размещен на сайтах www.ria-stk.ru и www.center-qualitet.ru
2 См. список источников, используемых в статье.
3 Здесь и далее курсивом выделены цитаты из Руководства по социальной ответственности (ISO/DIS 26000).
|
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
Подпишитесь на печатную версию журнала «Стандарты и качество». Соберите собственную библиотеку актуальных статей от профессионалов в области качества, технического регулирования и стандартизации. Ускорьте Ваше продвижение по пути к успеху и процветанию. Не забудьте также о призах и бонусах для подписчиков журнала! | Оформите подписку на электронную версию журнала «Стандарты и качество» и получайте свежий номер журнала уже 1-го числа каждого месяца, независимо от погоды и работы потовых служб. Будьте первыми всегда и во всем! А бонусы и призы станут приятным дополнением к полученным знаниям! |
Установите бесплатное мобильное приложение и подпишитесь на мобильную версию журнала «Стандарты и качество» для iPhone/iPad или Android. Совершенствуйте свои профессиональные навыки каждую свободную минуту, и ни один конкурент не сможет за Вами угнаться! | Скачивайте лучшие статьи и тематические подборки в нашей Электронной Библиотеке. Они станут ценным вкладом в копилку Ваших знаний! |
Подпишитесь на бесплатную Электронную газету Quality News и каждую неделю читайте все самые важные новости в области качества во всех его аспектах. Мы помогаем Вам экономить время! | Расскажите о своем предприятии в журнале «Стандарты и качество». Привлекайте новых клиентов и деловых партнеров из разных регионов России и из-за рубежа. Расширяйте бизнес! |
Разместите свою новость на сайте одного из авторитетнейших издательств России www.ria-stk.ru, и ее увидят десятки тысяч наших посетителей. Сайт РИА «Стандарты и качество» это более 20 000 просматриваемых страниц ежедневно, более 150 000 посетителей ежемесячно. | Опубликуйте материал о своей организации в Электронной газете Quality News, и его прочтут тысячи заинтересованных подписчиков из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья. Новые деловые партнеры и клиенты ждут Вас! |