Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиБлизится к завершению наш открытый международный проект. В этом номере предлагаем вниманию читателей комментарии по тринадцатому принципу Э. Деминга — «Поощряйте стремление к образованию».
Близится к завершению наш открытый международный проект. В этом номере предлагаем вниманию читателей комментарии по тринадцатому принципу Э. Деминга — «Поощряйте стремление к образованию».
ПРИНЦИП ТРИНАДЦАТЫЙ. ПООЩРЯЙТЕ СТРЕМЛЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ.
Учредите энергичную программу образования и поддержки самосовершенствования для всех работников. Организации нужны не просто люди — ей нужны работники, совершенствующиеся в результате получения образования. Источником успешного продвижения в достижении конкурентоспособности являются знания.
Генри НИВ
друг и коллега Эдвардса Деминга
Конечно, обучение методам работы в русле того, как эта работа выполняется, в настоящее время существенно. Но более широкое образование — это значимый вклад в будущее. В современном мире все быстро меняется. Естественно, нет смысла в изменениях ради самих изменений. Но без осознания необходимости изменений и понимания потенциальных выгод, которые они могут принести, как можем мы или компания воспользоваться этими выгодами? Как улучшения могут происходить без изменений? И могут ли быть изменения без знаний и без образования, необходимого для их осуществления? Последнее дополнение Э. Деминга к данному пункту касается самосовершенствования.
Это его новый призыв — такой же значимый (если не более), как и выдвинутые им много лет назад (требующие единственного источника поставки или устранения массового контроля). Вы только представьте себе добавочный потенциал работников, которые активно, без принуждения, указаний, денежных вознаграждений стараются улучшить свое образование — и при этом, быть может, даже за счет существенных личных затрат.
Юрий АДЛЕР
профессор НИТУ «МИСиС», действительный член Академии проблем качества
То, что Деминг мыслит и говорит как статистик, понимаешь не сразу. Может быть особенно ярко это проявляется в связи с образованием и обучением. Деминг различает эти два понятия. Образование он рассматривает как непрерывный процесс, который начинается в момент рождения человека и заканчивается в момент его смерти. У этого процесса нет стационарного состояния и для него не удаётся построить контрольную карту Шухарта. Значит он никогда не может стать стабильным. Конечно, тот факт, что образование – личное дело каждого – не большое открытие. Однако Деминг понял, что забота об этом выгодна компании. Может быть, даже, это не прост выгодно, это – одно из ключевых конкурентных преимуществ всякого бизнеса. Поэтому он должен всячески стимулировать этот процесс, вплоть до материальной поддержки и создания условий для эффективного непрерывного образования. Мы уже говорили, что бизнесу, прежде всего, нужен интеллект сотрудников, а вовсе не их физическая сила. Образование – самый дешёвый и самый надёжный способ поддержания интеллекта в тонусе. Интересно, что содержание образования не столь существенно. Я читал о компании, в которой работал сотрудник, увлекавшийся изучением греческого языка. Руководство компании косо смотрело на это увлечение. Но случилось так, что хорошо изучив греческий язык, сотрудник стал читать греческие журналы и обнаружил там возможность нового бизнеса компании, в которой он работал. И этот бизнес радикально изменил судьбу компании, вывел её на новые горизонты.
Что же касается обучения, то это совсем другая история. Это, - как говорит Деминг, -«разовая возможность». Здесь, как раз, вполне возможно достижение стационарного состояния. Именно оно, собственно говоря, и свидетельствует о том, что процесс обучения прошёл успешно и выработан искомый навык или умение выполнять определённые действия. В этом заключена определённая ловушка. Если стационарное состояние достигнуто, а учитель был не самым компетентным во всех отношениях, то переучить человека оказывается очень трудно, если вообще возможно. А когда, всё-таки, возможно, то долго, дорого и нервно. Кажется, что в это трудно поверить. Но достаточно вспомнить собственный опыт, или поговорить с бывалыми людьми, которых, например, сначала учили иностранному языку не его носители, а потом ему представилась возможность учиться у носителей языка. Приобретённый на первом этапе обучения акцент устранить очень трудно. Сам пробовал.
Из обнаруженных Демингом особенностей процесса обучения следуют исключительно важные практические выводы. Во-первых, они касаются учителей. Тот, кто берётся вас обучать, не должен быть героем старой горькой шутки: «Учил, учил, даже сам начал понимать, а они всё никак не разберутся». Учитель, не знающий предмет и не умеющий учить – сеет ложь и рождает некомпетентность. Деминг рассказывал, что на многих американских предприятиях бытовала такая практика, что когда в цех приходил новый рабочий, мастер показывал ему кое как, что тот должен делать, и сразу загружал работой. А когда через пару недель приходил следующий новичок, его обучал уже не мастер, которому было лень и скучно заниматься этим, а «ветеран», без году неделю проработавший на производств. В результате через несколько шагов получались новые рабочие, которые вообще ничего не умели делать. Для описания такой пагубной практики Деминг придумал даже специальную игру, которая называется «игрой в воронку». Эта игра хорошо показывает, что описанный нами выше подход к обучению стремительно уводит от того, чему мы хотели бы научить.
Есть, во-вторых, и более глобальный вывод: высшее учебное заведение – это место, где не стоит обучать навыкам и умениям. Здесь важно приобрести знания, то есть, идеи, теории, истории развития этих идей и теорий, способы их анализа и опровержения. Но не навыки. Если в ходе обучения в высшей школе студент сумеет получить навык какой-либо профессиональной деятельности, то попав на работу он обнаружит скорее всего, что там установлен другой тип или другое поколение оборудования. Тогда ему придётся переучиваться и он окажется в более трудных условиях, чем лодырь, который много прогуливал занятия и не успел выработать устойчивый навык.
По тем же причинам организации, которые вникли в учение Деминга, стараются избегать рекрутинговых агентств, поскольку они будут рекомендовать кандидатов, уже достигших стационарного состояния в овладении соответствующими навыками и умениями. И работодателю, и кандидату это будет стоить пота, крови и нервов, не говоря о времени и деньгах. Поэтому в таких «продвинутых» компаниях предпочитают при появлении вакансии продвигать своего сотрудника, полагая, что его обучение обойдётся всем гораздо проще, быстрее и дешевле. Плюс к этому, не потребуется преодолевать эффект отторжения «чужака», что тоже не дёшево и не просто.
Я знаю одну большую организацию, которой представился случай послать на учёбу в Японию насколько своих рабочих. Для интереса они отобрали ещё одну такую же группу рабочих и в течение того же времени обучили их у себя. Когда «японцы» вернулисьих с пристрастием сравнили в аборигенами и обнаружили, что аборигены подготовлены гораздо лучше. Так удалось ещё раз показать, что у хвалёной Японии вовсе не всё так хорошо, как кажется. К сожалению, организаторы этого эксперимента не знали теории Деминга. Иначе они бы услышали, что японцы собирались обучать, и обучили отечественных специалистов под то оборудование, и ту организацию производства, которые приняты к них. Когда люди вернулись после обучения домой, они попали в совершенно иные условия, чем за рубежом. Понятно, что у них возникли большие трудности. При обучении теории мы получаем обобщённые знания, а навыки требуют конкретности. Поэтому вряд ли возможно одного и того же человека дважды обучить одному и тому же навыку: это разовая возможность.
Михаил БУДОВНИЧ
заместитель генерального директора по качеству ООО «Альфа Консалтинг» (Москва)
Когда читаешь строчки Деминга «…укрепление конкурентной позиции коренится именно в знаниях», то эти слова звучат как банальная истина. Ведь трудно найти человека, который высказался бы против этого утверждения. И здесь я хотел бы порассуждать вот о чем. Конкурентное преимущество может быть создано только командой профессионалов, от рядового работника до руководителя. И тут уместно задаться вопросом, а чем же отличается профессионал от любителя?
На мой взгляд, профессионал-тот, кто знает.
Любитель-тот, кто думает, что знает.
Профессионал, имея определенные знания, понимает, как мало он знает, и постоянно стремится к углублению имеющихся знаний, к получению новых, изучая труды, статьи и иные материалы «гуру в области качества» (ведь мы говорим о качестве), специалистов, с мнением которых считаются в определенных кругах. И при этом профессионал, за редким исключением (когда он в своей профессии достиг таких высот, что его профессионализм оценен и признан, например, в стране, или в мире), никогда не скажет о себе, что он профессионал, так как понимает – есть специалисты, которые являются для него авторитетами в данной области и он не может поставить себя на одном уровне с ними.
Любитель же думает, даже не думает, а уверен, что он все знает. Ему ни к чему новые знания. В крайнем случае, он откроет интернет, и восполнит пробелы в своих знаниях из, например, Википедии, или из студенческого реферата, да мало ли в интернете информации по любому вопросу, в том числе и из области качества, только набери ключевое слово. Получив такие знания, любитель будет считать их истиной в последней инстанции, потому что ему не с чем сравнивать. Он не затрудняет себя изучением серьезных трудов признанных специалистов в данной области, обдумыванием того, что в них написано, сравнением со своим видением и с видением других специалистов - книги толстые, времени нет - ведь это объективные причины, не правда ли? Да ему это не нужно, он все знает. В крайнем случае, он ознакомится с чьим-то мнением, либо комментариями по интересующему вопросу, и этого ему будет достаточно. А в своем изложении еще и будет допускать некорректные трактовки того, что услышит, тем самым тиражируя некомпетентность. Ведь мы знаем, что на каждом этапе передачи информации есть вероятность ее искажения.
Есть еще и такое бытующее среди любителей мнение, что уровень профессионализма можно оценить по той должности, которую занимает конкретный работник. Если в его трудовой книжке написано, что он «Директор по качеству», то это априори должно означать, что он является профессионалом в деятельности по качеству. Но ведь тому есть миллион примеров, что это далеко не так. Мы часто сталкиваемся с непрофессионализмом руководителей, занимающих высокие должности, мнящих себя профессионалами, но на самом деле таковыми не являющимися.
Но кто же может оценить профессионализм конкретного работника? Ответ простой. Только его окружение!!! Это могут быть его руководители, либо подчиненные, коллеги, партнеры, то есть те люди, которые по его делам могут сказать: да, этот человек хорошо разбирается в этом вопросе, к его мнению можно, а иногда даже и нужно прислушаться. Но они же могут сказать, что этот человек не разбирается в данном вопросе и есть смысл обратиться к профессионалу. Именно эта оценка и будет являться критерием профессионализма.
И я обратил внимание на то, что Деминг говорит именно об образовании и под этим он понимает именно расширение кругозора в той области знаний, которые подразумеваются профессией обучающихся. Если это работники компании, которая занимается, например, предоставлением консалтинговых услуг по разработке систем менеджмента, то и знания нужны по всему спектру вопросов по качеству, начиная с истории качества, знакомства с «гуру в области качества», заложивших основу современного видения этой деятельности, терминологии, принципах, в том числе системного подхода, стандартах и так далее. И когда к этим знаниям будут добавлены знания, касающиеся выполнения конкретных задач, стоящих перед работником, только тогда можно будет говорить о движении в сторону профессионализма. Конечно, к этим знаниям в обязательном порядке должны добавляться навыки и умения, которые будут появляться по мере выполнения конкретной деятельности на своем рабочем месте, будь то рядовой исполнитель, либо руководитель. Но на этом пути нужно набраться колоссального терпения, так как процесс получения знаний не разовая акция, он когда-то начинается, но никогда не заканчивается. И это будет залогом постоянного совершенствования, что должно являться самой главной целью любой компании.
И не могу не коснуться вопроса, который красной нитью проходит по всем принципам Деминга – поощрение стремления к образованию, создание условий, способствующих реализации этого процесса невозможно без заинтересованности и непосредственного участия в организации непрерывного обучения первого руководителя компании. В этом случае компания будет просто обречена на успех, на конкурентное преимущество благодаря интеллектуальному багажу, накопленному работниками в процессе обучения. Сама жизнь в организации востребует те знания, которые будут получены ими в процессе обучения и эти знания будут по достоинству оценены.
Виктор АКЕНТЬЕВ
эксперт премии Правительства РФ в области качества
«Мысль никогда не равна прямому значению слов»
С. Выготский.
«Учредите эффективную программу образования и поощряйте самосовершенствование каждого» такова редакция Деминга в книге «Выход из кризиса» (Out of the crisis). «Поощряйте стремление к образованию» такова редакция русской версии в книге Генри Нива «Пространство Доктора Деминга». Налицо разительное отличие. Кому верить? Без Веры как реализовывать? Нужна оценка значения слов. Что они означают и что за ними стоит.
Лаконичность изложения Демингом своего 13 принципа в полтора десятка строк с единственной ссылкой на 8 раздел о страхе перед обучением не говорит о его простоте. Простота изложения вовсе не значит легкость исполнения. «Поощрять стремление» призыв известный. Но вот значение слова «образование» нуждается в изучении и осознании его значения. Дело в том, что мы, граждане Российской федерации, должны четко понимать значение этого слова у себя и одновременно в США, поскольку этот принцип выдвинул американец и предназначен он для деловых кругов Америки. Более того, в своих комментариях, Дёминг опирается на материал своих наблюдений о качестве образования в Великобритании, что также нуждается в понимании степени соответствия системе российского образования. Также, точно известно, что свои принципы Дёминг формировал с учетом опыта работы с японской системой образования. Что также не является одинаковой с российской.
Необходимость в оценке соответствия значений слова «образование» с аналогами в США, в Японии, в Великобритании и, возможно, в Европе получается очевидной и востребованной. Лаконичность изложения не говорит о глубине и широте такого понятия как «образование». Не вдаваясь в описание последствий от реализации стратегии по ошибочным целям, можно смело утверждать, что прежде нужно изучить истинное значение слова «образование», что за ним стояло 50 лет назад, что означает оно сегодня в тех странах и континентах, которые имеет в виду Дёминг.
Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мыслей, - таковы слова: воспитание, образование, произведение, создание, включение. Исключительно по соображениям справедливости следует отметить, что Дёминг ровно на половину облегчил нашу задачу, когда разделил два огромных понятия «образование» и «воспитание» в два отдельных, самостоятельных принципа № 6 - посвящен воспитанию, а № 13 касается образования. Таким образом, объектом исследования в нашем случае остается только «образование» то есть воспитания мы здесь касаемся, но не рассматриваем.
Этим разделением Дёминг в очередной раз показал свою планетарную мощь в распространении философии качества, смелость в подходах к устранению интеллектуальных барьеров, зоркость в видении глубины и перспективы качества образования. Планетарность Дёминга поражает тем, что почти на протяжении 200 лет педагоги мира ведут дискуссию о том объединять или не объединять, то есть смешивать два понятия «образование» и «воспитание» или нет. Судя по литературным источникам, эта дискуссия не закончена и сегодня. Из этого следует, что ждать педагогов можно еще 200 лет. Вероятно, что педагоги никогда не признают различия между образованием и воспитанием. Возможно, есть причина, почему они не хотят употреблять эти понятия в точном и настоящем их смысле, но понятия эти существуют и имеют право существовать отдельно. Что и сделал Дёминг, введя в последний момент, отдельный 6 принцип о воспитании, то есть о «подготовке и переподготовки кадров». Поскольку для целей управления качеством нужны точные определения этих двух понятий.
Смелость Дёминга в устранении интеллектуальных барьеров между понятиями образование, воспитание, обучение или преподавание достойна и более высоких определений, например мужество. Мужество состоит в том, что Деминг оценивает существующее состояние образования в Америке и Великобритании как кризисное, вся его программа в целом называется «Выход из кризиса». И собственно выход и состоит в выходе из критического невежества в части образования в области качества. Вот его оценка американской системы образования, которая, по его мнению, применима к другим странам: нежелание учиться у других; классовые различия и антагонизмы; слишком много бухгалтеров, слишком мало инженеров и статистиков; образование и подготовка кадров рассматриваются как издержки, а не инвестиции; чрезмерная оглядка на традиции.
Зоркость Дёминга в видении глубины и перспективы качества образования состоит в том, что в истории человеческих знаний о качестве не было абсолютных истин, одни ошибки постоянно сменялись другими. Поэтому нет никаких оснований принуждать новые поколения усваивать те знания, которые наверняка окажутся ошибочными. Возникает необходимость в приобретении истинных знаний. Истинные, глубинные знания может дать наука образования. Но беда состоит в том, что задача науки образования не есть воздействие одних людей на других. А по Демингу задача науки образования, как элемента Глубинных знаний, состоит в изучении условий совпадения двух устремлений, то есть желания ученика и усилия учителя, к одной общей цели. Наука, также, должна указать на условия, которые препятствуют этому совпадению устремлений. Необходимо изучать все те условия, которые способствовали совпадению стремлений образовывающего и образовывающегося. Нужно определить, что такое есть та свобода, отсутствие которой препятствует совпадению обоих стремлений и которая одна служит критерием всей науки образования
Видение перспективы качества образования Дёмингом базируется на убеждении в том, что сознание того, что такое хорошо и что такое плохо в менеджменте, независимо от воли человека – ученика, лежит в бесчисленных вариациях факторов воздействия внешней среды и внутренней среды и развивается бессознательно вместе с историей общества, региона, страны. Поэтому ученику невозможно привить образованием сознание того «что такое хорошо», как невозможно лишать его сознания того, «что такое плохо» и той ступени нового сознания, на которую возведет его завтрашний день. Мнимые знания законов управления качеством и на основании их деятельность по образованию нового поколения есть разрушение, противодействие развитию нового сознания. Образование в самом общем смысле, включающее и воспитание, по убеждению Дёминга, есть та деятельность человека, которая имеет основанием потребность к равенству между учеником и учителем и верховенство неизменного закона движения перед образованием, то есть образование следует за законом вариаций, а не наоборот.
Оценка атмосферы, внешней среды. Какое образование подразумевает Дёминг и почему оно находится в кризисе, из которого нужно выходить? Важный и не простой вопрос. «Организации нужны не просто хорошие люди, им необходимы работники, которые улучшаются благодаря образованию. Что же касается самосовершенствования, каждому следует иметь в виду, что хороших людей предостаточно. Не хватает именно специалистов и это верно для любой области» - таков ответ Дёминга. То есть нужны «специалисты», владеющие знаниями в области качества, не те, которых готовят сегодня. Стало быть, нужна иная система образования, поскольку действующая система таких специалистов не готовит.
О необходимости образования, незаменимости знаний Дёминг говорит постоянно, практически в каждом пункте своей программы, в «болезнях» менеджмента, в различных комментариях и приводимых примерах. Не взирая, на авторитеты и звания, которые утверждали, что они внедрили у себя бесперебойный выпуск качественной продукции, сокрушал всех своим заявлением: - «Вы не сделали этого! Можно внедрить оборудование, но нельзя внедрить знания». Дёминг имеет в виду образование, изложенное Генри Нивом, в своей книге в главе 31, на примере с мальчиком Патриком Ноланом. Это показательный пример уровня ортодоксального образования, который Дёминг многократно использовал. В этом примере аттестованный государственной системой образования учитель школы, с одной стороны и десятилетний Патрик – ее ученик, который был не понят за «бессмысленные» карты прибытия школьного автобуса. С учительницей провел долгую просветительную беседу отец Патрика, на предмет разъяснения вопросов в области качества и ценности контрольных карт, сделанных ее учеником. Однако этого оказалось недостаточно. Вторично, через год, Патрик предложил новый проект: взвесить гирьку весом один фунт в разных магазинах и записать показания измерений. За что был вторично обвинен в глупостях и бессмысленных занятиях. Потому что учитель была уверена, что «фунт – это фунт, не так ли»? Вопросов здесь много к действующей системе образования, поскольку Патрик освоил знания в области качества исключительно из любопытства и вне школы, но ответ напрашивается один – государственная система образования подготовки педагогов для школ движется параллельным курсом, не касаясь образования в области качества.
Никто никогда не думал об учреждении учебных заведений на основании потребности простых людей. Это было и невозможно, потому что потребность народа была и остается неизвестною. Но университеты были учреждены для потребностей отчасти правительства, отчасти высшего общества. Правительству нужны были чиновники, медики, юристы, учителя, - для приготовления их основаны университеты. Чиновники порождают и поддерживают особенное положение университетов, в котором училась наша учительница. Где необходимо какое-то особенное искусство дипломатии, чтобы говорить, что существующих знаний достаточно для обучения детей, что это так и должно быть. Сданы все необходимые экзамены и нет оснований для дискуссий. Хотя давно известно, что экзамены не могут служить мерилом знаний, а служат только поприщем для произвола профессоров и грубого обмана со стороны студентов, оторванных от среды, семьи и искусственно соединенных вместе посредством духа товарищества, возведенного в принцип и доведенного до самодовольства.
«Люди нуждаются в карьере значительно больше, чем в деньгах, им нужны постоянно расширяющиеся возможности давать что-то обществу материально и духовно» - таково утверждение Дёминга в стремлении людей к образованию, карьере. Утверждение его основано на том, что у каждого человека, без исключения, на бессознательном уровне, есть тяга к знаниям, открытиям и называется эта «тяга» любопытство. Поэтому нет сомнений, что народ хочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию. С одной стороны. С другой, более образованный класс людей - общества, правительства - стремится передать свои знания и образовать менее образованный класс народа. Казалось бы, такое благоприятное совпадение потребностей должно было бы удовлетворить обе стороны. Но выходит наоборот. Люди постоянно противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество или правительство и усилия эти большею частью остаются безуспешными. Одной из причин такого противодействия, которая лежит как бы на поверхности, есть та, что из предметов преподавания мало таких, которые были бы применимы в жизни. Теоретически придуманный свод наук, явно не укладывается в свод знаний каждого человека.
Оценка фона. Кроме некоторой оценки системы образования, своего рода атмосферы, где обитают учителя и ученики, полезно будет описать фон, то есть значимые ориентиры, обычаи, стандарты образования для целей сравнения их с новой, должной для качества системой образования. Это поможет лучше понять дистанцию и разницу в подходах к образованию, форм, методов передачи знаний.
«Не стоит ждать немедленной отдачи от вложений в обучение. Да и образование, направленное на удовлетворение сиюминутных нужд, не самый лучший подход» - полагает Дёминг. «Сиюминутные нужды», усугубленные мнимыми, властными решениями и программами обучения дают совершенно не желательный эффект. Нужный эффект от обучения, по мнению Деминга, должен быть один – это «радость» от учения. Однако здесь одного цитирования не достаточно. Следует знать, как это должно было быть во времена Дёминга странах Европы и Америки и как достичь этой радости от обучения сегодня в России. С уверенностью можно сказать, какой подход к такой форме образования имел в виду Дёминг – это Любовь. Любовь лежит в основе преподавания наук. От любви учителя к своей науке и в любовной передаче ее от учителя к ученику. Хочешь увидеть радость ученика от учения, люби свою науку, знай ее, и ученики полюбят и тебя, и науку. Но если ты сам не любишь ее, то, сколько не заставляй учить, наука не произведет должного влияния на сознание ученика. И тут есть одно мерило, один критерий и выход, - это свобода учеников слушать или не слушать учителя, воспринимать или не воспринимать его лекции, т. е. им одним решить, знает ли он и любит ли свою науку. Это, судя по всему, есть изначальный, главный предмет спора Дёминга с дипломированными руководителями компаний.
Из комментариев выше упомянутых книг можно видеть, что в университетах существует догмат, который не высказывается учителям, это догмат царственной непогрешимости профессора. Мало того, образование студентов учителем совершается, как и у некоторых жрецов, тайно, келейно и с требованием благоговения от непосвященных и учеников. Как только профессор назначен, он начинает читать, и будь он глуп от природы, поглупей он во время исполнения своей должности, отстань он совершенно от науки, будь он недостойным по характеру человеком, - он продолжает читать, пока продолжает жить. Получается вся эта университетская атрибутика и келейность есть не что иное как ширма, форма изоляции, чтобы скрыть свою отсталость, непригодность для реальной жизни.
Вот оценка Дёминга Британского состояния системы образования: - «Большинство людей в Британии, как кажется, рассматривают образование с определенной долей презрения. Что еще печальнее, многие, занятые в сфере образования, сами имеют весьма ограниченное понимание его сути, включая потребность в их собственном непрерывном обучении и переобучении». Если самая образованная публика Великобритании имеет ограниченное понимание к собственному самосовершенствованию, то это верный признак того, что она отстанет от требований закона изменений. Это значит, что будут преподноситься устаревшие знания, поскольку образование это процесс, который определяется временем и качеством образования и только. Устаревшие знания нельзя довести до сознания кроме как зубрешкой, принуждением, насилием. Насилие в деле образования невозможно, во – первых. Во – вторых, не приводит ни к каким результатам или к печальным. В – третьих, насилие не может иметь другого основания, кроме ошибочной государственной политики в области образования или произвола учителя.
Каждый день нужны новые знания. «Лучший подход – это курс на овладение новыми знаниями, поскольку это они способны помочь нам работать лучше» - подсказывает Дёминг. Однако, не простое это дело – сделать выбор в овладении новых знаний при бесконечном разнообразии предлагаемых со всех сторон методов обучения, при огромном количество наук и их подразделений, сложившихся в наше время. Как выбрать нужную отрасль науки, профессию? Ни Дёминг, ни одна теория не дает положительного ответа. Как мыслитель он выражает только то, что осознано его опытом, и потому образование молодого поколения в смысле его сознания совершенно не совпадает с тем чему и как должно учить народ государство. Мнимые, государственные теории обучения имеют целью и задачей образование полезных, нужных обществу людей. Однако, понятие ценности профессии, ее потребности обществом бесконечно развивается, и, несмотря на все теории, упадок или процветание экономики не зависят от образования. Устранить это несоответствие, дисгармонию в качестве образования и потребностей общества Дёминг, как высокообразованный, культурный человек, предлагает устранить посредством новой культуры менеджмента, новых подходов к управлению качеством. Известные его этические призывы:
Таким образом, он дает понять, что образование вообще, должно иметь цель передать готового человека государству, обществу, владеющего знаниями о качестве. Государственное образование не должно ограничиваться одним известным набором естественных и гуманитарных наук для определенного класса чиновников, готовившимся жить в одних, «тепличных» условиях. Образование должно иметь цель готовить таких людей, которые были бы способны вступить в те условия, которые они находят в жизни, и вместе с тем способны были бы с силою работать над представляющимися усовершенствованиями. То есть всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью. На самом деле университеты готовят не таких людей, каких нужно человечеству, а каких нужно испорченному управленческому аппарату.
Говоря о необходимости в устранении дисгармонии в качестве государственного образования и фактических нравственных, этических потребностях общества, мыслитель подчеркивает, что это не статическая проблема, что «в современном мире все быстро изменяется». Рассматривая историю образования, он не только убеждает нас в том, что менеджмент развиваются соразмерно развитию общества, но и в том, что уровень образования снижается постоянно и делаются пустой формальностью. Тем самым увеличивается разрыв, что и приводит к кризису. Чем дальше одна отрасль экономики в государстве уходит вперед, тем более образование перешло в препятствие и сделало содержание обучения ничтожным. Государство должно понимать направление и дух образования народа, который совершенно независим и большей частью противоположен тому духу, который желают влить в народные массы. Образование идет своим независимым от школ путем. Образование бессознательное, жизненное, и образование государственное, сознательное, всегда должны идти рядом, пополняя одно другое.
В условиях конкуренции, в силу стремительных изменений в менеджменте, все подчиняется закону движения, а не статики, великий мастер не только критикует кризисное положение образования, но и предлагает методы выходы из кризиса. Предложения его настолько смелы и необычны, что многим показались странными и стали объектами критики с разными, нелицеприятными названиями что-то вроде затертой пошлости у одних, неясной отвлеченностью у других, и несбыточной мечтою у третьих. Предложения его основаны на том убеждении, что «цель образования — это изучение теории» и что единственный метод образования есть опыт познания, а единственный критерий опыта есть свобода выбора объектов познания. Потому что знания внедрить насильно нельзя и опытом может быть только добровольное восприятие информации. Для этого тонкое, деликатное невмешательство в дело образования со стороны государственной системы в образование убеждений, формирование наклонностей, взглядов и характера ученика. Достигается это невмешательство предоставлением ученику полной свободы выбора изучения наук. То есть, предоставление ученику права выбора тех предметов наук, которые совпадают с его требованиями. То, что он хочет, то, что он считает для себя важнее. Более того, без страха уклоняется от науки, которой ему не нужно или которой он не хочет.
Обратившись к помощи психологии, с помощью глубинных знаний, изначально, он задает вопрос: Что вообще нужно для развития души человека и для приготовления из молодых поколений наилучших людей? Он же, прямо и честно отвечает, что мы не знаем и не можем знать того, что нужно будущим поколениям в силу подчинения закону движения, но что мы чувствуем себя обязанными и хотим изучить эти потребности. Не существует никакой науки образования и что определение педагогики и ее цели в философском смысле невозможно, бесполезно и вредно. Изучить эти потребности возможно только одним способом: предоставить человеку полную власть выразить свое неудовольствие или, по крайней мере, возможность уклониться от того образования, которое по его разумению не удовлетворяет его, что критерий образования есть только один - свобода. Не следует обвинять в невежестве народ, не принимающий нашего образования, а искать новые формы и методы обучения. Не смотреть на противодействие народа образованию, как на враждебный элемент общества, а напротив, видеть в нем выражение воли народа, которой одной должна руководиться наша деятельность. «Сопротивление знаниям еще сильно в людях. Страх перед знаниями – обычное дело, но укрепление конкурентной позиции коренится именно в знаниях» - констатирует Дёминг. Конечно, это нуждается в исследовании причин. Иначе как, все недовольны тем, что существует, и не знают, что новое именно нужно и возможно.
Первое, что бросается в глаза это образование, устроенное свыше и насильственно, то есть учреждается не так, чтобы ученикам было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить. Что – то вроде из истории «не пастух для стада, а стадо для пастуха». Вечное стремление государственной системы устроить дело так, чтобы, какой бы ни был учитель и ученик, метод бы был один и тот же и метод этот - насилие. Если существует веками такое ненормальное явление как насилие в образовании, то причины этого явления должны корениться в человеческой природе. Причины эти вероятнее всего следующие: 1) семейные обычаи, 2) национальные традиции 3) государственное устройство 4) нравы и мораль общества.
Первая причина состоит в том, что отец и мать какие бы они ни были, желают сделать своих детей такими же, как они сами, или, по крайней мере, такими, какими бы они желали быть сами. Стремление это так естественно, что нельзя возмущаться против него. До тех пор, пока право свободного развития каждой личности не вошло в сознание каждого родителя, нельзя требовать ничего другого. Кроме того, родители более всякого другого будут зависеть от того, чем сделается их сын или дочь. Так что стремление их воспитать детей по-своему может назваться если не справедливым, то естественным.
Вторая причина, порождающая явление воспитания, есть национальность, с непременным религиозным аспектом. Американец, европеец, азиат сами по себе не одно и то же. Если сюда вплести национальные особенности, то вопрос верить или не верить системе образования вовсе не риторический. Национальная гордость или религиозные убеждения могут быть основанием для формирования своей методики образования.
Третья и самая существенная причина воспитания заключается в потребности правительств воспитать таких людей, какие им нужны для известных целей. На основании этой потребности основываются институты, училища, технические и другие школы. Если бы не было слуг правительству, не было бы правительства, если бы не было правительства, не было бы государства. Стало быть, и эта причина имеет неоспоримые оправдания.
Четвертая причина лежит в потребности общества, в узком смысле, которое у нас представляется как заинтересованные стороны: государственная, региональная, муниципальная власть, предприятие, партнеры, потребители, персонал. Этому обществу нужны помощники, участники.
Реакция на эти четыре причины, например испуг, напряжение памяти, внимание, лицемерие, бесцельная ложь, тупик это есть те следствия в удалении учеников от бессознательного образования, получаемого дома, на работе, на улице с которыми приходится сталкиваться в менеджменте, в образовании.
Оценка основания, питательной среды образования. «Образование и литература становятся избитыми и вырабатывают легковерие, а не инициативу и критическое мышление» такова оценка современника Дёминга, коренного британца, математика, признанного знатока американской и английской науки и культуры, лауреата Нобелевской премии сэра Бертрана Рассела. Какие же могут быть основания у государственной системы образования в эпоху Дёминга и в странах, которые он исследовал? Откуда берется уверенность, непогрешимость в том, что действующая система учит правильно, и потому не обучает знаниям о качества, учит методом давления, а не иначе? По какому праву насильно идет образование целых поколений, минуя философию качества? Может, есть другая, твердая философия, из которой вытекает такое право, коль скоро по ее законам производится образование? Кем, как и когда выражена эта философия – нам не известно. Проследив ход развития философии педагогики от Платона и до Канта, нельзя найти в ней критерия образования, а напротив, убеждение в отсутствии этого критерия. Если обратиться к историческим корням с тем же вопросом: на чем основано право принуждения родителей и учеников к образованию? То, как видно из оценок, приведенных выше, образование не стало лучше, а хуже относительно того уровня потребностей общества, до которого уже оно достигло. Система образования хороша только тогда, когда он учитывает те основные законы, которыми живет народ.
Поэтому эта система есть одна из тех органических частей государства, которая не может рассматриваться и оцениваться отдельно, поскольку ее достоинство состоит в большей или меньшей степени соответствия ее остальным частям государства. Если задача образования состоит в передаче всего объема знаний выработанного прежними поколениями, то передавать давно известные истины в виде естественных и гуманитарных предметов гораздо легче, чем изучать потребности населения в образовании. Это гораздо сложнее и труднее. Отсюда невозможно доказать программу какого бы то ни было учебного заведения.
Оценка значения слова «образование». Бинарные слова, такие как «образование», «создание», «заведение», «управление», «сооружение», «учреждение» и другие существуют не одно столетие. За это время обросли различными профессиональными и человеческими определительными значениями. Главное назначение бинарных слов - это выражение одним словом причины и следствия, то есть два в одном. Отсюда многообразие значений при одной грамматике и фонетике. Служат они для передачи понятий процессов, действий и, одновременно, второе – это образов, форм, состояний предметов, явлений. Так случилось со словом "образование".
Наряду со словами «обучение», «воспитание», «школа» оно принесло из прошлого значение знающий и не знающий, ведающий и невежда, то есть главную тему – тему знания. Без умаления ценности других бинарных слов ближе всех к теме знания стоит слово «образование». Хотя бы потому, что знанием является то, что воспринято сознанием человека, а единственным языком, который воспринимает головной мозг это образы. А корень слова «образования» есть «образ», то есть то, что умеет читать правое полушарие головного мозга человека.
У слова «образование» несколько значений. Потому, что задействовано в различных областях деятельности, то есть профессий, в таких как медицина, строительство, геология, астрономия и, конечно, педагогика. В самом широком плане определение сформулировано так, в редакции энциклопедического словаря: «Образование есть процесс и результат усвоения систематизированных знаний; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Большое значение в образование имеют самообразование, культурно – просветительные учреждения, участие в общественно – трудовой деятельности. Уровень образования обуславливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры». Не углубляясь в анализ профессиональных определений, который очевиден, и, как видно из примера общего определения, приведенного выше, можно заключить, что ни одно из определений слова «образование» для применения в областях качества не подходит.
Дело в том, что все бинарные слова очень требовательны к четкости определения категорий понятий и областей применения. То есть имеет критическое значение - о какой категории идет речь: о процессе или о состоянии. И второе, не менее важное, это область применения слова. Например, понятие «образование» в медицине может означать процесс заболевания с проявлением доброкачественного или злокачественного образования с указанием части тела. В зависимости от этого притягивается уровень и класс образования специалиста, то есть с дипломом установленного образца или диплом плюс аттестат последипломного образования. В строительстве, понятие «образование» может означать процесс изготовления бетонных смесей, несущих конструкций. В зависимости от этого притягиваются требования к образованию специалиста, то есть формальному состоянию диплома. В педагогике понятие «образование» вмещает в себя «воспитание», «обучение», «подготовка», «переподготовка». Поэтому здесь все сложнее, зависит от цели наблюдения и точки зрения наблюдателя. Из примеров видно, что если не делать различий в понятиях, то мы сразу попадаем в известную ситуацию с плохим лоцманом в ночную навигацию, когда, неизбежно, в конце пути происходит авария или катастрофа. В лучшем случае вас просто не поймут.
Слово «образование» в области качества, как самостоятельной профессиональной области деятельности, наравне с ранее приведенными профессиями, имеет особое значение, мало похожее на значения в приведенных выше профессиях. Особенность эту определил Дёминг, выдвинув свое определение значения слова «образование». «Образования — это изучение теории, а теория должна сказать нам: почему мы должны делать то, что нам надо делать». Из определения вытекает ряд особенностей, которыми не обладает ни одно определение, ранее упомянутое, ни одна система образования. Вот они:
Первая особенность Дёминга. Образование и воспитание, равно как обучение, подготовка и переподготовка, суть разные вещи и не подлежат смешиванию.
Вторая особенность Дёминга. Цель образования есть изучение теории для поиска ответов на вопрос: Почему мы должны поступать так, а не иначе? Ни одна другая система образования либо не дает ответа на этот вопрос, либо вообще не ставит такого вопроса. Ограничиваясь ответами на вопрос: Какое образование? или Что есть такое образование в общественно политическом смысле?
Третья особенность Дёминга. «Образование» как процесс, действие, определяется только качеством, то есть временем и удовлетворенностью потребителя и не имеет других параметров. Педагогика, медицина, строительство и ряд других отраслей под качеством понимают точность выполнения требований спецификаций, инструкций, технических норм и правил.
Четвертая особенность Дёминга. Процесс образования предусматривает радость от изучения теории, удовольствие от ценности и богатства знаний. Ни одна другая система образования этого не подразумевает.
Пятая особенность Дёминга. Если под «образованием» иметь в виду состояние, сооружение, создание, проявление, учреждение. Как это делают геологи, медики, строители, тогда можно говорить о форме, материале, размере. Однако и здесь можно допустить ошибки, несущие в себе риски, не благоприятные последствия от подхода к бинарному слову и его местоположению в предложении. Что имеется в виду? Что означает подход к бинарному слову? Имеется в виду то, что в случае, когда слово «образование» стоит отдельно, как самостоятельное предложение из одного слова. То в этом случае оно обозначает жест обезьяны, то есть ничего. Нужны дополнения, обстоятельства места, указания области применения, тема, профессия и так далее.
Шестая особенность Дёминга. Которую следует учитывать в понимании бинарных слов в 13 пункте это корректная установка слова в предложении, то есть его местоположение в предложении. Это доказал еще Блез Паскаль 350 лет назад. Имеет значение даже порядок слов в предложении. От порядка слов происходит перетекание значения предложения из одной категории в другую, из категории процесса в категорию состояния или наоборот. Отсюда кардинально меняется смысл предложения. После чего, как следствие, несколько позже, меняются и действия. А такие изменения могут быть критичны для качества.
Например, название 13 принципа в редакции Генри Нива изложено как «Поощряйте стремление к образованию». В этой редакции слово «образование» означает состояние, к которому надо стремиться в рамках системы поощрения. То есть речь идет о процессе мотивации и стимулирования, целью которого является образование. Как известно состояние имеет свои параметры качества, отличные от параметров качества процесса, а именно: форму, размер, природу.
Если переставить слово «образование» в названии в начало предложения, в следующей редакции, с теми же словами. Например, «Образование поощряет стремление». То, в этом случае, слово «образование» выступает как процесс, как причина. Здесь видно, что оно, приводит к новым последствиям и кардинально меняет смысл предложения. Поскольку речь о качестве процесса образования такого свойства, при котором целью является стремление. Данная редакция не такая уж абстрактная, а вполне реальная. Поскольку предполагает, избранную Демингом, в 10 принципе такую мощную центростремительную силу как Гордость.
Таким образом, видно, что одно и то же слово меняет свое смысловое значение, более того, меняет цели предложения. Изменения целей, по философии Деминга, меняет систему, меняет качество выходных параметров. Эти изменения одного и того же слова, в зависимости от места положения, можно сравнить с превращением воды в лед и наоборот.
Анализируя 15 строк Деминга в 13 принципе, нельзя не сказать о том, что мы трактуем перевод с английского. Что также далеко не простое дело. Японцы, на государственном уровне, потратили 8 лет на то, чтобы найти эквиваленты в японском языке при переводе с английского. Выявили ряд английских слов, которым нет эквивалентов в японском языке. Только после этого вступили в ИСО.
Деминг в своей книге о 13 принципе буквально говорит следующее: “Institute a vigorous program of education and self-improvement“. Что переведено в публикациях его книги «Выход из кризиса» как «Поощряйте стремление к образованию». В то же время в преамбуле к 13 принципу книги Генри Нива «Пространство доктора Деминга» в главе 31 перевод выглядит в следующей редакции: «Учредите эффективную программу образования и поощряйте самосовершенствование каждого». Однако, в той же книге, в Главе 3 и на обратной стороне титульной обложки мы читаем перевод как «Поощряйте стремление к образованию». Такое расхождение требует другой, третьей книги, с комментариями на какую же редакцию перевода стоит опереться. Либо привести перевод в единую, адекватную редакцию.
Из оригинала видно, что автор не говорит о поощрении. Он однозначно говорит об учреждении, создании фундаментальных, базовых и в то же время полномасштабных, эффективных программах образования и самосовершенствования на постоянной, приоритетной основе. Для того, чтобы выразить значение поощрения Деминг мог выбрать десяток других глаголов, которые отражают различные аспекты поощрения. Например, encourage, reward, incite, promote, stimulate, uphold и другие. Все эти глаголы имеют значение поощрять, оказывать моральную поддержку и так далее. Однако он выбрал глагол institute. Поощрение является составной частью системы мотивации и находится в подчинении системы образования, других базовых документов. А именно: миссия, политика в области качества, стратегия и тактика развития. Деминг далеко не случайно выбрал глагол institute, давая понять фундаментальный статус системы образования в менеджменте. Это же после его семинаров японцы придумали выражение: «Качество начинается с образования и заканчивается образованием».
Второе замечание это акцент в редакции Деминга: «…a vigorous program…». Где он указывает на фундаментальные, решительные, полномасштабные программы. Фактически это означает, что вся система менеджмента качества должна быть интегрирована, растворена в программе образования, обучения. Из этого следует, что перевод оригинала выражения «…a vigorous program…» на русский язык как «устремления» не корректен. Поскольку оригинал говорит о создании русла, по которому должны течь все процессы менеджмента, а не о создании уклонов и направлений.
Третье замечание. Следует признать, что в английском языке не существует слова «образование». Отсюда возникает не простая, лингвинистеческая проблема, которая требует особого подхода в выборе эквивалентов значений в русском языке. Английское слово «education» переводится как «воспитание», поскольку произошло от глагола «educate» - «воспитывать». В силу того, что Деминг справедливо разделил понятия «образование» и «воспитание» в отдельные, самостоятельные стратегии - 13 и 6 принцип соответственно вытекает следующее, четвертое замечание.
А именно. Имеет принципиальное, возможно критическое значение статус слова «образования». Либо это глагол, то есть процесс, либо это существительное, то есть состояние. В оригинале Деминг использует понятие как состояние. Отсюда возникает необходимость в дополнениях о форме, виде образования и обстоятельствах времени и места, то есть области применения и срок давности.
На основании изложенных обстоятельств более корректный перевод мог бы выглядеть в редакции, изложенной в преамбуле к Главе 31 книги Нива «Пространство доктора Деминга». То есть: «Учредите эффективную программу образования и поощряйте самосовершенствование каждого».
В принципах № 7, 8 и 12 Деминг четко разделял такие понятия как «индивидуальность», «персона», «личность». Где он призывает «понять и уважать» «индивидуальность». Работать только с ней. Включать в систему образования только «индивидуальность», только это нужно для управления качеством. Потому что если вкладывать образование в «персону», могут получаться дипломированные террористы, как в случае с трагедией двух торговых центров 11 сентября в США. Где из 19 террористов 13 были с высшим европейским образованием. Либо получатся образованные аферисты типа наших Мавроди или Брынцалова.
Если вкладывать образование в «личность», то велика вероятность создать карьериста или эгоиста, честолюбца. Например, цитата из визитки – «Помощник первого заместителя генерального директора по обеспечению качества, информационным технологиям, экологии, защите окружающей среды. Доктор технических наук, кандидат химических наук. Академик академии безопасности жизни. Профессор». В этой связи крайне важно сохранить в названии 13 принципа слово «самосовершенствование». Поскольку только «индивидуальность» может совершенствоваться, только она доступна внутренней мотивации. Как мы знаем, из 12 принципа и других указаний Деминга без внутренней мотивации нет должного движения процессов.
На основании проведенных выше исследований и анализа материалов о 13 принципе, можно сделать следующие выводы:
1. Лаконичность изложения Демингом 13 принципа в виде нескольких строк вовсе не означает того, что этот принцип прост и мал. Учреждение эффективных систем образования и самосовершенствования предполагает глубокую интеллектуальную работу по реализации сказанного.
2. Необходимо двухступенчатое погружение в логическое пространство образования, которое имеет в виду Дёминг. Это означает понимание и признание того, что слово «образование» - бинарное. Оно может быть процессом, может быть и состоянием, в зависимости от места положения в предложении, со всеми вытекающими последствиями для качества.
3. В системе образования Деминг категорически исключает такие параметры как количество или объем знаний, а указывает на компетентность и качество образования.
4. Название книги «Выход из кризиса» в большей степени относится именно к образованию, то есть к 13 принципу. Поскольку по теории автора «качество начинается с образования и заканчивается образованием». Оценка качественного состояния образования, изложенного в материалах Дёминга и Нива, следует понимать как кризисное. Это означает, что подходы должны быть адекватные для выхода из кризиса.
5. Ни одно из определений слова «образование» в официальных источниках для применения в областях качества не подходит. Единственно возможным определением для слова «образование» это в редакции Деминга – «образования есть изучение теории для поиска ответов на вопрос почему мы должны поступать так, а не иначе».
6. Образование и воспитание, равно как обучение, подготовка и переподготовка, суть разные вещи и не подлежат смешиванию.
7. Процесс образования предусматривает радость от изучения теории, удовольствие от ценности и богатства знаний.
8. Процесс образования не исключает, а допускает такую составляющую как Гордость.
9. Следует различать области применения к способам и видам образования: общее гуманитарное с помощью грантов и стипендий от предприятия; специализированное образование в учебных заведениях, которые находятся на балансе предприятия; образование в иностранных учебных заведениях.
10. Самосовершенствование возможно только в «индивидуальности». Поэтому следует различать истинное назначение в менеджменте персон и личностей. «Организации нужны не просто люди, ей нужны работники, совершенствующиеся благодаря образованию».
11. Самосовершенствование есть одно из последних напутствий Деминга, его новый призыв, такой же значимый, если не более значимый, чем те, которые были выдвинуты им много лет назад.
12. Расхождения в печатных источниках редакции перевода значительны. В оригинале нет упоминания о «поощрении». Поэтому следует руководствоваться редакцией, изложенной в преамбуле к Главе 31 книги Генри Нива «Пространство доктора Деминга» как единственно верное.
13. Образование должно быть нравственным. Формальное знание не избавляет от пороков и не гарантирует отсутствие злых сотрудников. Потому образованию должно предшествовать учению о философии качества для целей формирования правильных мыслей и образов.
14. Качественное образование возможно через самосовершенствование. Самосовершенствование возможно через лидерство посредством такого тонкого аппарата, как Воля. Без Воли невозможно достичь целей образования.
Андрей ОВЧИННИКОВ
начальник Управления систем менеджмента и инспекций ОАО «Атомтехэнерго» (Москва)
Ранее в проекте обсуждался один принцип Деминга, имеющий отношение к повышению компетентности работников. Шестой принцип больше склоняется к обучению непосредственно методам работы, тогда как тринадцатый принцип говорит об улучшениях образования в широком смысле этого слова, а также о стремлении к самосовершенствованию. Разностороннее образование и широкий кругозор упрощает адаптирование специалиста к новым условиям управления и механизмам менеджмента. Вдвойне важней наличие такого образования и кругозора у топ-менеджмента и руководителей подразделений. Главными направлениями образования Деминг считал познание, психологию, вопросы вариабельности и изучение теории систем. В условиях жесткой конкуренции оставаться на лидирующих позициях на рынке может только постоянно изменяющаяся и совершенствующаяся организация. Изменять свой процесс и изменяться лично без образования и знаний в смежных отраслях и основ менеджмента практически невозможно. Изменения без осознания их сути не будут приняты членами организации. Образованный человек при определенных условиях и мотивации будет стремиться реализовать свои знания. В попытках реализовать свой потенциал сотрудник будет сталкиваться с проблемами и новыми горизонтами знаний, требуемых для решения возникающих проблем, что способствует самосовершенствованию. Зачастую организации даже не нужно вкладывать в такого сотрудника средства на образование – он получает его самостоятельно. Для обеспечения общедоступности образовательной информации компании организовывают на своих серверах порталы, размещая необходимые для обучения материалы в корпоративной информационной системе. Другие организации выделяют дотации и гранты для поощрения выполнения диссертационных работ и научных исследований. Третьи компании применяют направление на обучение своего сотрудника как вознаграждение за хорошую работу с прицелом на дальнейшее улучшение качества работы. Организация, состоящая из таких специалистов, будет в большом выигрыше перед конкурентами.
Владимир УСИК
специалист технического департамента по ИСО 9001 (Херсонский судостроительный завод им. Коминтерна)
Мы можем столько, сколько мы знаем. Френсиз Бекон
Успешные компании в своей деятельности уделяют должное внимание положениям, предусмотренным в 13 принципе доктора Э. Деминга. Непрерывное образование и самосовершенствование рассматриваются как минимальное требование для достижения успеха в любой сфере, обеспечения конкурентоспособности. Считают повышение знаний не как затраты, а как инвестиции в развитие, оно играет отнюдь не меньшую роль, чем капиталовложения в средства производства.
По мнению признанных специалистов, образование является ключевым звеном в длинной цепи, потянув за которое можно «вытянуть» другие сферы.
Знание является единственным орудием производства, которое не подвержено действию закона убывающей доходности (Дж. М. Кларк).
Сейчас нужны сотрудники с таким уровнем знаний, который обеспечивает динамичное развитие предприятия, с постоянным и динамичным развитием своих знаний и умений. Неотъемлемой составляющей должен стать постоянный мониторинг знаний и умений сотрудников в целях определения уровня соответствия их установленным требованиям. Поскольку люди являются наиболее важным и ценным ресурсом, то необходимо гарантировать, что их рабочее окружение способствует личному росту, обучению, передаче знаний. Насколько это важно, свидетельствуют результаты мониторинга системы менеджмента компанией British Petrolium.
Когда управление компанией решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что причина в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников. Задокументированные процедуры по организации повышения квалификации у сравнимых нефтедобывающих подразделений были также одинаковыми, а степень их выполнения имела серьезные различия. Вывод, к которому пришли специалисты British Petrolium, состоял в том, что «система менеджмента на бумаге» мертва, только постоянный мониторинг и процесс постоянных улучшений могут принести реальные результаты. Обнаружив это, топ-менеджмент British Petrolium принял решение распространить технологию формирования ценных знаний среди сотрудников отстающих скважин. Результат – значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании.
Вопросам образования уделялось внимание на всех этапах становления и развития человечества. Еще Конфуций (500 лет до н.э.) считал высшими ценностями образование, преданность семье и законопослушание. Причем образование занимает верхнюю строчку. Человек, вставший на путь познания, достоин бесконечного уважения.
Как положения 13 принципа доктора Э. Деминга применяются в практической деятельности в наше время.
При управлении человеческими ресурсами в большей степени применяется узкорационалистический, инструментальный подход (использование личности), а не гуманистический, ориентированный на человека (развитие личности).
Организации, как правило, не нуждаются в образованных работниках. Об этом свидетельствует то, что когда речь идет о сокращении затрат, сокращаются затраты на обучение. Остро стоит проблема повышения эффективности обучения. Часто присутствует формальный подход. Обучение проводится не на системной основе, без соответствующей подготовки слушателей, без анализа наличия у них базовых знаний. Не стимулируется у работника желание заниматься. Провели семинар и на этом все закончилось: без анализа результатов обучения и последующих действий.
Как говорит психология, повышение эффективности обучения осуществляется путем управления своим психологическим состоянием. Желание заниматься – основной принцип любой учебной деятельности, обучающийся должен уметь сознательно вызывать и поддерживать у себя состояние желания заниматься. Желание – это источник нашей энергии. Причем желание изучить предмет и желание изучать – не одно и то же. Многочисленные эксперименты психологов показали, что попытки усвоения учебной информации без наличия внутреннего желания обучаться, то есть без внутренней мотивации, имеют практически нулевой результат, так как в этом случае на уровне психических процессов происходит блокировка каналов поступления информации в долговременную память. Работника заставили/записали на мероприятия по обучению, он дисциплинировано посещает занятия, слушает лектора, все понимает, задает правильные вопросы. Но как только он вышел из аудитории, все, что ему объясняли, мгновенно исчезает из памяти. И достаточно только каким –либо образом вызвать у работника состояние желания заниматься (напр.: при помощи аутогенной тренировки, стимулирования, воздействия информационной среды – первый руководитель тоже проходит обучение!) , как на уровне нашей психики процессы усвоения информации сразу же активизируются, и память становиться восприимчивой к предъявляемому учебному материалу.
Не случайно в Кембридже применяется принцип обучения: научить нельзя, можно научиться.
Для того, чтобы воспринимать новые знания - надо думать. «Самая трудная вещь на свете — это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются». (Г. Форд)
Стремление к образованию не рассматривается как часть критериев при приеме на работу.
Что касается самосовершенствования. Самосовершенствование – это работа, за которую работнику никто платить не будет, по крайней мере – сразу не будет. А зачастую – и вообще не будет. Людей любознательных, нацеленных на узнавание, для которых это является выражением внутренней потребности, не так уж много. Это тоже непростая работа, заключающаяся в умственном восприятии и переработке внешней и внутренней информации по широкому кругу вопросов. К ним, например, относятся:
«Организуйте свой бизнес так, чтобы ваши подчинённые могли обмениваться друг с другом идеями, помогать друг другу, заботиться друг о друге, и в следующий раз они придут к вам не с жалобами и проблемами, а с готовыми решениями и интересными идеями. (Р. Брэнсон)
В организациях, как правило, не просматривается наличие достаточных условий, способствующих стимулированию образованию и самосовершенствованию. Не хватает ни финансовых средств, ни времени, ни желания, ни понимания важности. Это может привести к негативным последствиям. Насколько это серьезно?
Сегодня в мире сформировалась группа наиболее развитых стран, которые уже перешли в новую стадию развития человечества. Раньше ее называли постиндустриальной, а в последнее время чаще называют информациональным обществом (по М. Кастельсу). Эти страны развиваются уже благодаря не столько промышленности и сельскому хозяйству. Сколько научно-техническим разработкам, прежде всего созданию, накоплению и обращению информации. Тогда как остальные страны должны либо покупать у них эти технологии, что уже изначально программирует их отставание, либо переходить в разряд аграрно–сырьевой периферии (типа голландская модель экономики), неспособной не то, что производить новые знания и технологии, но и даже использовать купленные или размещенные на их территориях технологии.
Дмитрий АЙДАРОВ
доцент Тольяттинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
В рамках обсуждения 13 принципа целесообразно обратиться к опыту зарубежных организаций, достигших значительных успехов на пути непрерывного продвижения TQM и идеологии качества Э. Деминга в целом. Существенную роль в этом непростом, но интересном деле играет поддержка самосовершенствования работников на всех уровнях управления. Рассмотрим деятельность в этом направлении одной из таких зарубежных компаний - Mahindra & Mahindra Limited (Индия)1.
Группа Mahindra имеет глобальное присутствие в более чем 100 странах мира, представлена в 10 секторах бизнеса со штатом, превышающим 155 тыс. сотрудников. Компания использует TQM в качестве одной из своих ключевых стратегий, занимая лидирующие позиции в таких сегментах рынка, как автомобилестроение, информационные технологии, сельскохозяйственное оборудование.
Проведенный анализ показал, что в данной организации в любой точке земного шара активно поддерживается самосовершенствование для всех работников за счет следующих базовых принципов:
В группе Mahindra регулярно планируются программы развития для всех сотрудников, включающие в себя поведенческие тренинги. Во время регулярных обзоров деятельности и взаимодействия подразделений определяются потребности в новых формах развития сотрудников. Таковы основные направления, которые применяют по всему миру для 115 групповых компаний и 144 тыс. сотрудников.
Г-н Ашок Шарма, член правления и один из лидеров Mahindra & Mahindra Limited, признается, что в странах присутствия компании действует система кадрового резерва менеджеров, реализуются специальные программы культурных и функциональных тренингов. Организация поддерживает культуру «открытой двери», «свободного доступа к лидерам». Все это позволяет развивать доверие и ответственность к каждой личности.
Нельзя не отметить, что Mahindra & Mahindra Limited - обладатель премии Э. Деминга. Вообще, среди компаний-обладателей премии много представителей Индии. Следовательно, количество организаций из Индии, претендующих на эту престижную награду, с каждым годом все больше. Что делать российским предприятиям? Перенимать положительный опыт коллег: такая возможность имеется в рамках сотрудничества стран БРИКС.
ПРИНЦИП ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ. ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ДЕЛУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ВЫСШЕГО РУКОВОДСТВА.
Ясно определите непоколебимую приверженность высшего руководства к постоянному улучшению качества и производительности и их обязательство проводить в жизнь все рассмотренные принципы.
Ждем ваших трактовок четырнадцатого принципа Э. Деминга с акцентом на практическом его применении, достигнутых результатах, пусть даже и отрицательных. Пишите по электронной почте: ntomson@mirq.ru; stq@mirq.ru. Объем комментария не должен превышать 2000 знаков. Обязательно приложите краткую справку о себе (ФИО, место работы и должность, образование, наличие ученой степени, карьерные сведения, телефон и т.п.). Присоединяйтесь к нашему народному международному проекту.
P. S. Все комментарии по этому проекту, не вошедшие в публикации, читайте в рассылке «Качественные новости» и на нашем сайте www.ria-stk.ru.
Автор идеи и ведущая проекта Наталия ТОМСОН
1 По материалам интернет-ресурса Японского союза ученых и инженеров (JUSE) Режим доступа: http://www.juse.or.jp/e/information/211/
Хотите добиться успеха?
Формула успеха проста: максимум полезной информации при минимальных временных затратах. Информация + Время = PROFIT! | |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |