Стать автором
Обратная связь
17.04.2014

Резолюция участников «круглого стола» по вопросу «Сертификация систем менеджмента: проблемы и решения»

10 апреля 2014 в Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялся «круглый стол», организованный Комитетом ТПП РФ по качеству продукции и редакцией журнала «Контроль качества продукции», на тему: «Сертификация систем менеджмента: проблемы и решения». Модератором мероприятия выступил председатель Комитета ТПП РФ по качеству продукции, президент Всероссийской организации качества Геннадий Воронин.

По результатам обсуждения участники круглого стола приняли Резолюцию.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Комитет по качеству продукции

Москва
10.04.2014

Резолюция участников «круглого стола» по вопросу «Сертификация систем менеджмента: проблемы и решения»

Рассмотрев и обсудив актуальные проблемы и перспективы деятельности по оценке соответствия систем менеджмента, участники «круглого стола» отмечают:

Участники «круглого стола» с большой тревогой констатируют:

Основные причины сложившегося положения участники «круглого стола» видят в следующем:

1. С одной стороны, недостаточное понимание руководителями хозяйствующих субъектов негативных последствий для самих себя объективно существующей в России возможности «покупки сертификата», с другой – излишняя доверчивость и отсутствие собственных механизмов выявления и «отфильтровывания» организаций, предъявляющих для участия в объявляемых конкурсах на получение заказа сомнительные или откровенно ложные сертификаты.

2. Формализм со стороны руководителей саморегулируемых организаций как при установлении требований о том, что для вступления в СРО заявитель должен иметь сертифицированную систему менеджмента, так и при анализе объективности сертификатов, предъявляемых заявителями на вступление в СРО.

3. Недостаточная методическая подготовка лиц, выступающих бизнес-инициаторами, учредителями и руководителями Систем добровольной сертификации, в вопросах организации деятельности органов по сертификации систем менеджмента и правил их работы. Руководители таких Систем зачастую допускают

И, как результат, фактически отсутствуют случаи отказа в аккредитации и прекращения аккредитации внутри Систем органов по сертификации, действующих с прямыми нарушениями требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012.

4. Недостаточное понимание и поддержка на государственном уровне важности и актуальности повышения степени признания сертификатов на системы менеджмента, выдаваемых российскими органами по сертификации. Это проявляется, в частности, в следующем:

С учетом ожидаемого в 2015 году выхода новой редакции международного стандарта ISO 9001:2015 и необходимости перехода организаций на эту версию – а, значит, их пересертификации – спрос на услуги органов по сертификации систем менеджмента качества вырастет. И тогда, если сегодня не начать предпринимать соответствующих действий, «липовых» сертификатов в нашей стране станет намного больше.

Для преодоления все более углубляющегося в Российской Федерации кризиса в области добровольной оценки соответствия систем менеджмента участники «круглого стола» считают необходимым ПРЕДЛОЖИТЬ:

Росстандарту:

а) в качестве первоочередных мер разработать с участием базовой организации по сертификации ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» и реализовать в 2014-2015 году программу перерегистрации Систем добровольной сертификации, действующих в области подтверждения соответствия систем менеджмента, на основе

б) в качестве долгосрочных мер совместно с Росаккредитацией подготовить и внести через Минпромторг России и Минэкономразвития России в установленном порядке в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании» и другие нормативно-правовые акты:

Прокуратуре Российской Федерации:

а) проанализировать в 2014 году практику функционирования института добровольной сертификации систем менеджмента на предмет его соответствия законодательству Российской Федерации, обнародовать и публично обсудить результаты этого анализа;

б) поручить органам прокуратуры на местах разработать и реализовать в переходный период 2014-2015 годов план проведения проверок соответствия деятельности органов по сертификации систем менеджмента, аккредитованных в Системах добровольной сертификации, законодательству Российской Федерации, в том числе рассмотреть вопрос о выдаче предписаний Системам добровольной сертификации о прекращении деятельности органов по сертификации систем менеджмента, не аккредитованных в установленном порядке, как это предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Росаккредитации:

а) ввести в критерии аккредитации органов по сертификации систем менеджмента требование о соответствии этих органов требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, которое в настоящее время отсутствует;

б) рассмотреть вопрос о создании общедоступного реестра сертификатов, выданных органами по сертификации систем менеджмента, аккредитованными в установленном порядке.

Центральным (руководящим) органам профессиональных саморегулируемых организаций, установившим в качестве одного из условий вступления в СРО наличие у заявителя сертифицированной системы менеджмента качества:

а) проанализировать действенность применяемых критериев и практики признания сертификатов на системы менеджмента, предъявляемых организациями, вступающими в СРО;

б) рассмотреть вопрос о создании перечня органов по сертификации, чьи сертификаты признаются при вступлении в СРО без какой-либо дополнительной проверки.

Заинтересованным Органам по сертификации систем менеджмента, работающим в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, рассмотреть вопрос о создании ассоциации таких органов.

Академии проблем качества, Всероссийской организации качества, Международной гильдии профессионалов качества, другим общественным организациям, поддерживаемым деятельность в области менеджмента качества:

а) привлечь своих членов к выработке мер скорейшего и результативного решения обсуждаемой проблемы, обсудить их предложения на заседании своих руководящих органов и представить во II-III квартале 2014 года в Комитет по качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации предложения по изменению ситуации для их обобщения и передачи в соответствующие органы власти;

б) в 2014 году при проведении своих конференций (симпозиумов, семинаров и т.п.) доводить до сведения их участников наличие, содержание и негативные последствия существования и хождения в Российской Федерации «липовых» сертификатов на системы менеджмента, а также меры, предпринимаемые в Российской Федерации для коренного изменения этой ситуации.

Торгово-промышленным палатам на местах:

а) довести резолюцию данного «круглого стола» до сведения своих членов;

б) организовать в 2014 году с привлечением соответствующих специалистов семинары-совещания с руководителями предприятий и организаций (как членов, так и не членов палат) по вопросу обеспечения действенности механизма учета наличия сертификата на систему менеджмента качества при организации конкурсов/тендеров на поставку продукции, работ и услуг;

в) рассмотреть вопрос о создании механизма аргументированной информационно-методической поддержки организаций-членов торгово-промышленной платы и других организаций при выборе органов по сертификации систем менеджмента.

Руководителям организаций, аккредитованным на право подготовки аудиторов систем менеджмента, обеспечить обращение особого внимания на разъяснение важности строгого соблюдения требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 как при проведении собственно сертификации систем менеджмента, так и при организации деятельности органов по сертификации таких систем.

Руководителям субъектов федерации, местных органов власти и общественных организаций, организующим проведение территориальных, отраслевых и целевых конкурсов в области качества, в которых наличие сертификата на систему менеджмента качества является одним из учитываемых критериев, ввести в практику работы конкурсных комиссий проведение дополнительного анализа обоснованности и действенности таких сертификатов, предъявляемых участниками конкурсов.

Редакциям журналов «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Методы контроля качества», других изданий, специализирующихся на проблемах повышения результативности бизнес-деятельности:

а) привлечь представителей Росстандарта, Росаккредитации, руководителей и специалистов предприятий, органов по сертификации, консалтинговых организаций и других заинтересованных сторон к обсуждению на страницах своих изданий проблемы существования «липовых» сертификатов на системы менеджмента и путей ее скорейшего решения;

б) шире освещать и пропагандировать деятельность органов по сертификации, действующих в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012.

Комитету по качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации направить данную резолюцию в Минпромторг России, Миэкономразвития России, Прокуратуру России, Росстандарт, Росаккредитацию, руководителям Академии проблем качества, Всероссийской организации качества, Международной гильдии профессионалов качества, в региональные Торгово-промышленные палаты, в зарегистрированные Системы добровольной сертификации и опубликовать в журнале «Методы контроля качества».

* * *

Участники «круглого стола» выражают твердую уверенность, что совместными усилиями всех заинтересованных сторон в течение ближайших двух лет не только нужно, но и можно

Руководитель «круглого стола», председатель Комитета по качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Г.П. Воронин


О круглом столе по вопросу «Сертификация систем менеджмента: проблемы и решения» >>>

Источник:
Всероссийская организация качества




Cannot find 'template1' template with page ''
Свежие новости:
Cannot find 'stqnew_newslist_add_today' template with page ''

Другие новости по теме:

*Для получения бесплатной
электронной газеты Quality News
пожалуйста, укажите ваш e-mail адрес: