Стать автором
Обратная связь
10.12.2010

Зеркало для безработных

В настоящее время на рынке труда Москвы, несмотря на достигнутую стабилизацию и снижение уровней общей и регистрируемой безработицы, имеется целый ряд проблем, требующих решения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Среди них: несокращающийся дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы; несоответствие сложившейся системы образования потребностям рынка труда; значительные масштабы высвобождения работников; наличие немалой численности безработных с длительными сроками отсутствия работы; недостаточная эффективность отдельных специальных мероприятий по содействию занятости с точки зрения перспектив трудоустройства; низкий уровень профессиональной мобильности рабочей силы; неоднозначные последствия внешней трудовой миграции.

Мы позади планеты всей
Тем не менее Москва на протяжении долгого времени лидирует среди российских регионов и мировых мегаполисов, имеющих самый низкий уровень безработицы. В настоящее время самый низкий уровень безработицы в мире (по методологии МОТ) не превышает 1,5 процента. В Москве он, по данным регистрации Департамента труда и занятости населения города Москвы, – лишь 0,74 процента от численности экономически активного населения. То есть по уровню безработицы наша столица занимает самое последнее место в мире.

Накануне 20-летия со дня образования Московской службы занятости по заказу Департамента труда и занятости населения города Москвы был проведен опрос москвичей с целью определения их отношения к деятельности городской службы занятости и предоставляемым услугам в сфере содействия занятости горожан.

Состав участников опроса по половозрастной принадлежности и видам занятий, включающий рабочих, руководителей, специалистов и служащих, а также безработных, основывается на результатах обследования населения по проблемам занятости, проводимым ежемесячно Росстатом.

Безработица пугает, но не сильно
Придавая проблемам трудоустройства и безработице достаточно высокое значение в иерархии городских проблем, москвичи по-разному оценили общую ситуацию с занятостью населения. Более 39 процентов опрошенных оценивают состояние рынка труда и возможности трудоустройства как нормальные. Они считают, что при значительной потребности в работниках различных профессий и должностей поиск работы не обременителен.

Почти столько же (43 процента) респондентов менее оптимистично смотрят на складывающиеся тенденции в сфере занятости. Они воспринимают общую ситуацию как достаточно напряженную. А каждый десятый опрошенный считает положение «более чем серьезным и даже кризисным».

Оценка безработицы по профессионально-должностному составу выявила определенные закономерности, которые в целом подтверждают общие тенденции московского рынка труда. Например, только 14,6 процента рабочих и 17,8 процента руководителей воспринимают ситуацию как «кризисную». В то время как наибольший пессимизм проглядывается у специалистов, которые в настоящее время больше подвержены безработице, да и у самих безработных.

В Москве в качестве надежного и эффективного источника информации при трудоустройстве 51,4 процента опрошенных указали на Интернет. Почти половина из всех опрошенных (48,9 процента) упомянули в своих ответах городскую службу занятости, включая ее портал abor.ru. Косвенно это свидетельствует о повышенном интересе к службе занятости с точки зрения доступа к ее банку вакансий. Он, несмотря на определенную ограниченность в последнее время, продолжает оставаться наиболее востребованным и самым крупным в России.

Знакомая… незнакомка
Участники опроса оказались вполне компетентными в вопросах предоставления государственных услуг органами службы занятости.

Подавляющее число респондентов знакомы либо со всеми, либо с некоторыми из них. Это свидетельствует как о большой востребованности самой службы, так и о доверии к ней. Лишь каждый четвертый респондент (24,3 процента) заявил, что он практически не знаком с деятельностью городской службы занятости в силу различных, правда, неуказанных причин. При этом если в ответах на вопрос о знакомстве с городской службой занятости существенных различий среди мужчин и женщин практически не обнаружено, то в возрастных группах разброс мнений имеется.

Приоритет подбора подходящей работы и выплаты пособия по безработице никогда не подвергались сомнению среди незанятых. Что и доказали участники опроса.

Несколько удивляют итоги опроса по услуге «направление на бесплатное профессиональное обучение». Лишь менее половины опрошенных считают, что им необходимо пройти подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Треть опрошенных не желают участвовать в оплачиваемых общественных и временных работах, а 38,7 процента не видят себя в роли начинающих предпринимателей.

Вполне ожидаемыми стали результаты опроса о тех услугах, которыми они уже воспользовались. Здесь наиболее востребованными оказались такие услуги, как подбор подходящей работы и выплата пособия по безработице. Этими услугами заинтересовались более половины от всех опрошенных (соответственно 54,1 и 50,4 процента). Примерно такая же реакция у опрошенных и на материальную составляющую безработицы – выплату пособия по безработице.

Показатели результативности посещения москвичами городской службы занятости красноречиво свидетельствуют об определенной эффективности ее деятельности. В большинстве ответов респондентов высказано мнение о достижении положительных результатов от общения с ней. Свыше 75 процентов опрошенных либо полностью, либо частично достигли желаемых результатов при обращении в центры занятости населения.

Остальные (23,1 процента) в силу различных причин оказались неудовлетворенными.

Сами причины оказались вполне предсказуемыми. С большим отрывом здесь лидирует «отсутствие подходящих вакансий, предлагаемых службой занятости». Так считают почти 60 процентов респондентов. Второе место по праву принадлежит материальной составляющей государственной гарантии при безработице. На нее обратили внимание лишь четверть опрошенных. Немало тех, кто считает, что ограниченный выбор предлагаемых профессий и специальностей для профессионального обучения не позволил им продолжить контакты с органами службы занятости.

Получение услуги по подбору подходящей работы, наиболее востребованной у граждан по результатам опроса, оказалось на достаточно высоком уровне. Лишь 28,1 процента опрошенных ушли из службы неудовлетворенными, не найдя, по-видимому, сразу подходящую работу.

Среди причин здесь можно назвать: ограниченный выбор или отсутствие подходящих вакансий, предлагаемых в центре занятости; недостоверные или неполные сведения, содержащиеся в рекомендательном письме к работодателю (направление на работу). Также не всегда учитываются пожелания и ожидания гражданина к искомой работе по уровню зарплаты, квалификации и опыту работы. Имеются завышенные требования в заявке работодателя к исполнению трудовых функций и кандидатуре работника.

Скромное безделье
Судя по ответам респондентов, неудовлетворенность от получения услуги по выплате пособия по безработице связана не столько со своевременностью и полнотой выплаты, сколько с ее размером, который не зависит от самой службы занятости. Следует отметить, что в Москве, в отличие от некоторых российских регионов, выплата пособий по безработице всегда была своевременной и в полном объеме.

И все-таки уровень удовлетворенности вполне можно признать приемлемым. Ведь неудовлетворенным оказался лишь каждый пятый респондент – 20,8 процента.

Направление на бесплатное профессиональное обучение с выплатой стипендии (речь идет о зарегистрированных безработных) занимает четвертое место по степени востребованности. Этой услугой удовлетворено значительное число респондентов: каждый пятый высоко оценил деятельность службы занятости в этом направлении, а 53,6 процента считают ее вполне достаточной.

Каждый москвич, ищущий работу, может принять участие в общественных работах, не требующих специальной подготовки. Однако среди горожан к ним достаточно настороженное отношение. Связано оно в первую очередь с неквалифицированным характером труда и неблагоприятными его условиями. Неслучайно лишь 16,1 процента опрошенных высказали полное удовлетворение от участия в них. В качестве причин отказа от участия в общественных работах присутствуют такие, уже упомянутые: низкий уровень оплаты и неблагоприятные условия труда, а также неквалифицированный характер и непривлекательные виды работ.

Многих смущает временный характер работ, работа не по профессии и в ряде случаев удаленность от места жительства.

И, наконец, последняя из рассматриваемых услуг, получаемых гражданами, относится к содействию самозанятости. Результатом предоставления этой услуги является получение безработным гражданином рекомендаций о государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя, и, как следствие, реализация самозанятости.

Достаточно низкий уровень удовлетворенности от получения этой услуги (показатель удовлетворенности равен всего лишь 73,5 процента) объясняется, главным образом, недостаточной финансовой поддержкой при создании своего дела и завышенными требованиями службы занятости к степени готовности к предпринимательской деятельности.

Ярмарок деловые краски
Ежегодно проходят свыше 200 ярмарок вакансий, различных по масштабам и направленности. Оценка их эффективности, данная участниками опроса, принесла социологам следующие результаты: высокая (большое разнообразие вакансий) – 15,2 процента, достаточная (выбор ограничен, но работу найти можно) – 35,8 процента, низкая (почти полное отсутствие подходящих вакансий) – 25,1 процента. А 23,9 процента респондентов заявили, что они в ярмарках вакансий не участвовали.

Оценку работы городской службы занятости вполне можно признать приемлемой. Свыше 28 процентов опрошенных москвичей положительно оценили ее деятельность, поставив высокую оценку. 58,7 процента опрошенных удовлетворены ее работой. И только 12,8 процента оказались крайне неудовлетворенными после посещения территориальных подразделений городской службы занятости.

Если анализировать ситуацию вокруг городской службы занятости в целом, то большинство москвичей достаточно оптимистично оценивают состояние социально-трудовой сферы, хорошо информированы о возможностях трудоустройства и имеющихся ограничениях и трудностях при поиске работы. Они мобильны в процессе трудоустройства, готовы к смене профессий и поиску новых возможностей самореализации.

Вместе с тем при определенном доверии к городской службе занятости, проявленном москвичами при проведении социологического опроса, имеются немало проблем различного характера.

Это требует как продолжения целенаправленной и тщательной работы по профилактике безработицы, содействию занятости и повышению качества предоставляемых услуг, так и изменений отдельных положений законодательства о занятости.

Необходимо повышать уровень социальной защиты и обеспечения социальных гарантий и компенсаций при безработице, а также предоставление равных и широких возможностей трудоустройства.

Кстати
В подборе подходящей работы очень важным является наличие обширного банка вакансий. Он в Москве самый емкий и содержит ежедневно до 150 тысяч предложений московских организаций и предприятий.


Источник:  Вечерняя Москва
Ключевые темы:  Персонал

Возврат к списку