Стать автором
Обратная связь
12.01.2011

Автопром: рост вопреки спросу

Почти все российские автопроизводители закончили 2010 год с хорошими результатами, свидетельствующими о полном завершении кризиса в отрасли. Но итоги года не были бы для автопрома такими отрадными, если бы не мощная господдержка. С ней же эксперты и участники рынка связывают и продолжение восстановления отрасли автомобилестроения в 2011 году.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев уходящего года в России было продано почти 1,71 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 28% больше, чем за тот же период 2009 года. По итогам года рост может составить 30% (статистика за декабрь и за год в целом будет опубликована 13 января). При этом рост продаж к концу 2010 года ускорился: в ноябре он составил 80% (по сравнению с уровнем ноября 2009-го), что стало самым высоким показателем с декабря 2008 года. Для сравнения, авторынок Европы в целом по итогам ноября снизился на 6,5%. Из 10 самых продаваемых в России моделей легковых автомобилей девять - местного производства (единственное исключение - Daewoo из Узбекистана).

Прогнозы Банка Москвы по развитию автопрома на 2010 год, казавшиеся одними из самых оптимистичных на рынке, осуществились уже по итогам 10 месяцев, констатирует аналитик этого финансового учреждения Михаил Лямин. Большинство компаний отрасли по итогам года выходят на безубыточный уровень производства, а в 2011 году, почти гарантированно, - на чистую прибыль. Акции автомобилестроительных компаний в уходящем году опередили российский рынок акций в целом, а ценные бумаги «АвтоВАЗа» вообще подорожали в 2,5 раза. Правда, главной причиной роста последних стала очередная реструктуризация долгов компании, отмечает Лямин.

«Автомобильный рынок России к весне 2010 года стал восстанавливаться благодаря тому, что совпали несколько факторов, - отмечает директор отраслевого аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. - Реализовался отложенный спрос, была запущена программа утилизации автохлама, появились разные программы льготного автокредитования. Дополнительный приток клиентов добавил рост потребительской уверенности, хотя и не подкрепленный соответствующим ростом доходов населения».

Все эксперты указывают, что если бы не огромный размер господдержки автопрома, не было бы столь бурного его роста. Например, почти 43% автомобилей, проданных «АвтоВАЗом» в январе-ноябре уходящего года, были реализованы по программе утилизации, притом что сама эта государственная акция начала действовать лишь в марте. Помимо программы утилизации, господдержка выражалась также в увеличении расходов на закупку техники, субсидировании процентных ставок, рефинансировании задолженности автопредприятий и в других мерах.

Сергей Целиков считает программу утилизации автохлама единственной успешной инициативой Минпромторга по развитию автопрома в 2010 году. «Со всеми остальными инициативами, мягко говоря, не все так гладко. Это касается и предложенного министерством изменения режима промсборки, и повышения акциза на бензин, и повышения транспортного налога», - сетует эксперт.

Но в целом российский авторынок вышел из кризиса, продолжает он. Среди наиболее важных для автопрома итогов уходящего года руководитель агентства назвал «окончательное решение Renault-Nissan увеличить свою долю в «АвтоВАЗе» до контрольного пакета акций и начало реализации планов альянса по покупке «ИжАвто». По словам Целикова, «очень активно» развивался также завод Volkswagen в Калуге, запустив производство новых автомобилей и переведя в сентябре четыре модели с крупноузловой сборки на полный цикл. «Быстрый заход» на российский рынок с помощью агрессивной маркетинговой кампании сделала и южнокорейская группа Hyundai-Kia, добавил он.

«Но есть и те компании, которые в 2010 году еще не вышли из кризиса, - подчеркнул собеседник агентства. - Плетутся в конце японские бренды, большие долги перед ВТБ имеет «ТагАЗ».

По мнению отраслевых экспертов, авторынок продолжит рост и в 2011 году, но, в основном, благодаря той же господдержке, в том числе продолжению программы утилизации старых машин, на которую в 2011 году правительство выделит 13,5 млрд руб., и введению аналогичной акции для рынка коммерческой техники. Впрочем, «АвтоВАЗ», на который пришлось в 2010 году около 80% всех продаж по программе утилизации в России, прогнозирует снижение в следующем году объемов реализации своей продукции по этой программе до 100 тыс. автомобилей против почти 201 тыс. за 9 месяцев 2010 года.

«Практика других стран показывает краткосрочность эффекта от стимулирующих программ, - предупреждает Михаил Лямин из Банка Москвы. - Не подкрепленный органическим ростом рынок, как правило, по завершении действия госпрограммы возвращается на начальные уровни». Но, учитывая, что сворачивание мер поддержки автопрома не предусмотрено, аналитик прогнозирует на 2011 год рост российского авторынка на 15%, до 2 млн автомобилей. «С учетом негативной динамики европейских рынков это может вернуть Россию на вторую позицию в Европе (после Германии, но впереди Франции - «Росбалт»)», - добавляет он.

Автопром останется в будущем году интересным для слияний и поглощений. «В частности, можно ожидать увеличения доли участия иностранных партнеров в капитале «АвтоВАЗа» и «КамАЗа». Поводом для переоценки «КамАЗа» может также стать приобретение госкорпорацией «Ростехнологии» белорусского «МАЗа», - говорит Лямин.

Ожидается, что в 2011 году Россия вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО), в результате чего будут снижены импортные пошлины на иномарки и, следовательно, уменьшится конкурентоспособность отечественного автопрома. Но сами российские производители, похоже, не видят в этом угрозу своему существованию. «На «АвтоВАЗе» учитывают возможные риски, связанные с постепенным ослаблением заградительных мер, но на самом деле катастрофой для российского автопрома и «АвтоВАЗа» вступление страны в ВТО не станет», - заверили «Росбалт» в пресс-центре автоконцерна. Вступление в ВТО действительно влечет обязательство по снижению пошлин на импортируемые автомобили, но ниже 15% они не опустятся, если этого не захочет российская сторона, напоминает собеседник агентства.

«Каждая страна при вступлении в ВТО получает преференции. И Россия будет отстаивать свои национальные интересы, в первую очередь в автомобилестроении, так как это - приоритетная отрасль экономики», - подчеркивает он. По его мнению, о соответствующих намерениях правительства свидетельствует, в частности, подготовленный специальный протокол по импортным пошлинам, который будет предложен к подписанию при вступлении страны в торговую организацию. «И даже если ВТО не пойдет на уступки России, в стране работает механизм административных барьеров - сертификация, контроль таможенной стоимости и т.п., - которыми можно воздействовать на импорт», - намекнул представитель «АвтоВАЗа».


Источник:  Росбалт
Ключевые темы:  Качество продукции

Возврат к списку