Стать автором
Обратная связь
21.03.2011

Какао кот наплакал

Столичное предприятие «Московское качество» продолжает радовать лабораторными экспертизами популярных продуктов питания. На этот раз объектом подробного исследования, предпринятого совместно с Обществом защиты прав потребителей, стали закупленные в предприятиях розничной торговли нашего города плитки черного шоколада. Результаты, увы, не обнадеживают: только три из десятка протестированных образцов вписались в рамки соответствующего ГОСТа.

Три источника и три составных части Говоря о национальных российских стандартах, следует сделать важную оговорку. Технический регламент на шоколад, по идее, призванный заменить старый, еще советских времен ГОСТ (в котором нормировалось лишь 25-процентное содержание какао-масла в готовом изделии), в России до сих пор не разработан. Зато действует новый российский ГОСТ «Шоколад», принятый в 2007 г. Зарубежным производителям он, понятно, не указ. А вот все отечественные фирмы (даже если они пишут на плитках, что конкретная марка изготавливается по собственным техническим условиям – ТУ) обязаны его рамки соблюдать. Этот документ, если говорить конкретно о горьком (иначе – черном) шоколаде, определяет предельные значения массовых долей трех важнейших для данного продукта компонентов: общего сухого остатка какао, какао-масла (не менее 55% и 33% соответственно), а также эквивалентов какао-масла (максимум 5% от общей массы). Конечно, если на самом деле продуктов переработки какао-бобов в плитке меньше, шоколад от этого шоколадом быть не перестает (кстати, ни один из проверенных образцов не дал специалистам повода усомниться в безопасности продукта для здоровья человека). Но указывать на упаковке, что он «черный», – это как минимум вводить потребителя в заблуждение.

В сухом остатке – В данном случае можно говорить о фальсификации, граничащей с воровством, – считает проводившая лабораторные исследования Марина Циренина, завотделом инструментальных методов анализа АНО «Союзэкспертиза». – Ведь даже разрешенное 5-процентное применение заменяющих какао-масло других натуральных жиров растительного происхождения примерно на 40% удешевляет продукт. Именно поэтому другой ГОСТ – «Продукты пищевые. Информация для потребителя» – жестко предписывает производителям не только укладываться в предельные значения концентраций трех основных ингредиентов, но и в доступной покупателям форме указывать их значения сообразно конкретной рецептуре. Во все условия стандартов полностью вписались три плитки: «Вернисаж» петербургской кондитерской фабрики им. Крупской (единственного производителя, не прячущегося за неведомыми ТУ, а честно заявляющего свою продукцию как ГОСТированную), «Горький-80%» «Красного Октября» из подмосковной Коломны и «Элитный» кондитерского концерна «Бабаевский». Зато еще одно московское предприятие холдинга «Объединенные кондитеры», куда входят последние две названные фирмы, отметилось по полной программе в отрицательном смысле. Рот-Фронтовским «Осенним вальсом» танцы лучше не закусывать! До предписанных ГОСТом планок здесь не дотянули обе концентрации какао-продуктов, а на этикетке не оказалось информации о заменителях какао-масла. Такая же ситуация с шоколадом Ульяновского объединения «СладКо». Разве что кондитеры с родины Ильича установили антирекорд по какао-концентрациям: всего 46,6% какао-продуктов в сухом остатке и лишь 23,6% какао-масла.

Кто остался на бобах Впрочем, если производитель не пишет, в какой степени «разбодяживает» какао-масло заменителем, но при этом хотя бы не выходит за пределы ГОСТированных значений эквивалентов, это еще туда-сюда. А вот мастера из поселка Клейменово Егорьевского района, где располагается кондитерская фабрика «Победа», оказались вне конкуренции. Какао-масла в плитке «Победа» выявлено каких-то жалких 29,5%, зато на его заменители шоколадники не поскупились – целых 5,6%. Как водится, о нормативных значениях компонентов на этикетках – ни слова. Делиться с обозревателем «ВМ» собственным видением этих фактов директор фабрики Ольга Воробьева не пожелала, заявив через своего секретаря, что прежде нужно ознакомиться с полными результатами исследований. Наконец, «Золотая медаль» подмосковной фабрики «Волшебница» в ненадлежащем использовании дешевых аналогов какао-продуктов не замечена. Но и она не устроила экспертов по причине излишней скромности, выразившейся в полном отсутствии положенной информации на упаковке. Как и все три импортных бренда, подвергшихся проверке: украинский «Амур», швейцарский «Frey» и немецкий «Ritter Sport».


Источник:  Вечерняя Москва
Ключевые темы:  Оценка соответствия

Возврат к списку