Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиЛидерству как фактору успеха была посвящена панельная дискуссия на конференции «Управление персоналом: новые задачи и новые решения», прошедшей 17 сентября в Москве под эгидой Национального совета по профессиональным квалификациям при Президенте РФ. Участники обсудили такие темы, как навыки и умения лидера, его роль в развитии организации, принципы подбора кадров, требования к сотрудникам и другие.
В роли модераторов дискуссии выступили первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций (АНО НАРК) Юлия Смирнова и известный промышленный дизайнер, руководитель инжинирингового центра «Кинетика» НИТУ «МИСиС» Владимир Пирожков.
В своем докладе Владимир Пирожков рассказал о вызовах и рисках, с которыми столкнется человечество в ближайшие десятилетия. Если верить прогнозам, произойдет научный прорыв в области контроля над старением, исчезнут многие профессии, на планете станет теплее, появятся климатические беженцы. В то же время, будут развиваться квантовые системы связи, интернет вещей, цифровизация городов, регионов и стран. Уже сегодня более 80 компаний в мире разрабатывают автономный транспорт вертикального взлета и посадки.
В профессиональной среде известно высказывание главы Сбербанка России Германа Грефа о том, что на рынке труда считаются особенно ценными три личностных качества: креативность, системное мышление и мастерство исполнения. Так что уже сегодня от руководителя-лидера требуются такие умения, как оценка и анализ информации, концентрация и управление вниманием, адаптивность и гибкость, критическое мышление и оперативное решение проблем. «Плохое будущее не требует усилий в настоящем. Сложно строить новую цель, поэтому нужны мечтатели», — считает Владимир Пирожков.
Юлия Смирнова рассказала, что согласно исследованию Российского союза промышленников и предпринимателей лишь 16% отечественных компаний имеют стратегию развития на 3 года, а чаще всего горизонт планирования составляет лишь 1 год. Актуален вопрос, связанный с так называемой «квалификационной ямой», — считается, что в ней находится более 1 млрд. 300 млн. людей по всему миру. Как в этой ситуации современные компании подбирают квалифицированные кадры, необходимые и сегодня, и в перспективе?
Екатерина Янова, директор Департамента управления персоналом Siemens в России и СНГ, рассказала, в ее компании нет четкого горизонта планирования, потому что экспонента изменений сильно влияет на нашу жизнь. «У нас нет проблем с нахождением кадров, — заявила она. — У нас хороший бренд, мы много вкладываем в людей. Но кто нам понадобится в будущем, мы пока не можем понять». Пока что компания стремится набирать дееспособных и позитивных людей, готовых работать больше, чем предписано должностной инструкцией.
По мнению Екатерины Яновой, «правильные» руководители могут на многое повлиять в компании — «люди приходят в компанию, а уходят от руководителя». Критерии успешного лидера могут быть разными в понимании разных компаний. Чтобы найти общий язык в 160 странах, где работает Siemens, был разработан кодекс руководителя. А в российском отделении компании написали свою версию кодекса на пять раньше, чем это сделал глобальный концерн.
Юлия Алферова, директор Центра компетенций «Цифровая трансформация бизнеса», назвала две разновидности лидеров. Лидер мнений — тот, кто может задать тренд: лидер изменений умеет «зажечь», повести вперед, структурировать путь и показать результаты, его ценности связаны с развитием предпринимательства. При этом лидер мнений может стать лидером изменений. Лидеры «кочуют» между госслужбой, компаниями и собственным бизнесом. По мнению Юлии Алферовой, цифровизацию нельзя противопоставлять оффлайновой жизни: смысл цифровизации в том, чтобы освободить людей от рутинных операций. Если крупная компания не перестроилась с учетом требований цифровизации, ее «снесет цифровой волной».
Ольга Фомина, руководитель группы НИР по теме LMS, АО «Агат», Госкорпорация «Роскосмос», отметила, что если в советские годы лидером считался человек, который больше знал, быстрее бегал, что-то делал лучше других, то теперь лидер — это, прежде всего, организатор и вдохновитель. По ее мнению, лидер в экспертных вопросах может быть слабее, чем члены его команды. «Важная компетенция руководителя — умение принимать решения и брать на себя ответственность, — считает Ольга Фомина. — В ракетно-космической отрасли 60 профессиональных стандартов, из них 38 содержат обобщенную трудовую функцию руководителя — руководство разработкой, управление, контроль за исполнением и другое».
Ольга Староверова, ассистент по кадровым вопросам Бюро Международной организации труда (МОТ) для стран Восточной Европы и Центральной Азии, рассказала, что в ее организации была создана «всеобъемлющая лидерская система». Компетенции лидера МОТ — это softskills, которые присоединяются к hardskills. В организации давно существует программа развития лидерства, она имеет четыре уровня, и первый уровень — это управление собой: любой человек, наделенный потенциалом, может стать лидером. Оставшиеся три уровня — это управление проектами, управление командой и управление лидерами.
Василий Ложкин, управляющий партнер сервиса Яндекс. Таланты, презентовал возможности поиска работы с помощью этого сервиса, существующего уже два года. Если человек вводит в поисковую систему запрос о поиске работы (ежедневно Яндекс фиксирует порядка 1,5 млн таких запросов), ему предлагают пройти собеседование с интеллектуальным чат-ботом, после чего система оценит его соответствие тем или иным запросам работодателей. В результате кандидат получает конкретные вакансии с указанием графика работы и размера зарплаты. Если вакансия ему подходит, он вводит свои персональные данные, они верифицируются, после чего кандидат может взаимодействовать с работодателем напрямую.
Юлия Смирнова добавила, что на портале «Работа в России. Общероссийская база вакансий» вскоре появится вкладка, где любой работодатель сможет указать, сотрудники с какими квалификациями ему необходимы, — создание этого сервиса АНО НАРК предусмотрено недавно заключенным соглашением с Рострудом. Завершая панельную дискуссию, Юлия Смирнова пожелала ее участникам всегда чувствовать себя лидерами в своих компаниях.
Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно — государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.