Стать автором
Обратная связь

Бенчмарк-конгресс «Производительность 4.0. Лучшие практики»


Денисова Вероника Геннадьевна, директор Международной академии производительности 7 октября в Праге стартует Международная неделя производительности (International Productivity Week, IPW 2019). Бенчмарк-конгресс «Производительность 4.0. Лучшие практики», который заявлен в рамках IPW 2019, обещает стать ключевым событием в мире Lean-менеджмента[1]. Впереди еще два месяца, но уже сегодня для участия в мероприятии зарегистрировались спикеры и участники из десятка стран. О том, почему предстоящий бенчмарк-конгресс вызывает повышенный интерес компаний и каково быть источником инноваций, рассказывает идейный лидер конгресса, директор Международной академии производительности (International Productivity Academy, IPA) В.Г. ДЕНИСОВА.

— Вероника Геннадьевна, расскажите, что такое бенчмарк-конгресс и в чем заключается особенность этого формата.

— Бенчмарк-конгресс (по аналогии с «бенчмаркетинг») — это инновационный и, по моему убеждению, самый продуктивный формат подготовки руководителей будущего. Он строится на изучении и сравнении наиболее успешных практик с последующей адаптацией полученного опыта к условиям конкретного предприятия или бизнеса, позволяет осмыслить и перенять опыт лучших. Не только услышать и представить, но и погрузиться в практику и увидеть реализацию в производственных условиях, обсудить с авторами изменений «подводные камни» и совершенные ошибки.

Ни одна из существующих форм профессионального развития не предоставляет подобных возможностей и не дает столь эффективного результата. Когда вы видите воплощение удачного решения, соотносите его со стереотипами, которые существуют в вашей реальности, примеряете на себя чужой опыт, происходит профессиональный инсайт.

Бенчмарк-конгресс — это уникальное полифункциональное событие, форма и наполнение которого ведут к единственной цели — дать участникам концентрат абсолютно практической, реализуемой пользы. Такой, которая может быть интегрирована ими в свою компанию буквально по возвращении домой.

International Productivity Week — это площадка, где мы консолидируем лучшие практики повышения производительности и наглядно отвечаем на сокровенный вопрос бизнес-среды: «Как этого добиться?»

Уникальность конгресса заключается прежде всего в методике передачи опыта. Во-первых, в рамках подобного мероприятия впервые были сосредоточены все слагаемые производительности: методология, технологии, люди. Мы привлекли представителей основных структурных подразделений компаний, чья деятельность напрямую влияет на общую эффективность: операционный менеджмент, производственников, специалистов по управлению качеством, логистов, HR-директоров и т.д. Они — члены корпоративной команды, на плечи которой в итоге и ложится внедрение системы бережливого производства. И каждому из них необходимы знания, опыт, методика, технологии, помогающие решить свою часть задачи в рамках своей компетенции.

Состав наших спикеров подобран таким образом, чтобы каждый из этих структурных руководителей получил ответ на вопросы «в чем моя роль?» и «как этого добиться?», чтобы к моменту завершения конгресса у каждого участника сложился определенный образ действий. То есть вопрос увеличения производительности труда нами рассматривается не в плоскости какой-либо одной дисциплины, как это обычно бывает, а в точке пересечения всех причастных сфер: корпоративной культуры, технологии, методологии, балансировки процессов. Это ключевая идея.

Во-вторых, мы постарались изменить традиционную форму докладов и кейсов, поскольку убедились в том, что реальному бизнесу ближе эмпирический подход. Чужой положительный опыт, представленный в виде доклада, бывает непросто приложить к условиям своей действительности. А когда мы видим, как именно воплощено успешное решение — организованы рабочие места, выстроена производственная логистика, — мы можем мыслить предметно. Именно поэтому помимо пленарных сессий были запланированы бенчмарк-сессии, постерные конкурсы, а также гемба-визиты — мастер-классы по передаче опыта в условиях реального производства.

Постерные конкурсы — это практикоориентированный формат состязания лучших решений. Постер в данном случае — это плакат формата А0 с изображением схемы, которая сразу позволяет понять, с помощью каких инструментов компания пришла к удачному решению. Такие конкурсы позволяют за короткий период времени получить максимально широкий обзор практичных методик, определить перспективные тренды в развитии управленческой науки и практики, найти партнеров и единомышленников. Они уникальны тем, что делают достоянием гласности ответ на самый главный вопрос — «за счет чего был достигнут результат?». Обычно эта информация остается за кадром и доступна лишь членам жюри. При этом большинство решений, как правило, поистине оригинальны и достойны широкого профессионального внимания. Мы посчитали, что консервативный подход несправедлив по отношению к участникам конкурсов и бесполезен для зрителей, поэтому изменили формат состязаний, сделав акцент на путях достижения результатов.

— Признаться, объединение специалистов всех ключевых подразделений на подобном мероприятии — нетрадиционный шаг. Как вы к этому пришли?

— Я отношусь к поколению, которое по окончании советских вузов было «вброшено» в рыночную экономику. Мы с единомышленниками создали инжиниринговую компанию, которая занималась разработкой методологии и оборудования для сбора и обезвреживания опасных медицинских отходов. Это тема весьма актуальна и сегодня, она лежит в плоскости процессного менеджмента, технологий и профессиональной культуры. В девяностые наша команда разработала, утвердила в Минздраве и запатентовала методику и оборудование, а вот производить его было негде. Часть мы закупали, часть заказов попробовали разместить по конверсионной программе на оборонных заводах. Процесс производства меня, как технического директора, поверг в шок. Пришлось все брать в свои руки. Именно тогда, когда, приобретая опыт методом проб и ошибок, мы мечтали увидеть, как выглядит эффективное производство в Европе и Америке, я впервые задумалась, что организация профессиональных визитов на предприятия — перспективное направление для приложения сил.

На протяжении всего своего профессионального пути я часто принимала участие в профильных конференциях, конгрессах и выставках, посвященных управлению эффективностью, и всегда мне чего-то недоставало... Выступали отличные спикеры, но не было практики. Или наоборот: на сцену выходили производственники и зачитывали доклад, но не хватало информации о методологии и взаимосвязи технических и гуманитарных вопросов.

Когда я получила второе высшее образование по специализации «Психология труда, инженерная психология, эргономика», то взглянула на управление эффективностью с под иным углом и поняла, что решение и в части управления операционной эффективностью, и в части повышения производительности труда необходимо искать не в одной плоскости, а в пространстве на стыке нескольких дисциплин.

— Как эта задача будет решаться в рамках конгресса?

— Для продуктивного обмена опытом мы пригласили собственников и руководителей лучших предприятий, HR-директоров, ученых и исследователей, специалистов по обучению и проектной работе, авторитетных консультантов и бизнес-тренеров по бережливому производству из Германии, Швеции, Чехии, Словакии, США, России, Японии и других стран.

Каждый из спикеров раскроет одну из граней эффективности и передаст аудитории знания и опыт по вопросам, которые относятся к сфере его компетенции. Консолидируясь, эти знания усиливают друг друга, приобретая синергетический эффект.

Я уверена, новый формат профессионального обучения позволит нашим участникам создать целостное, предметное представление о методах достижений желаемых изменений.

— Программа бенчмарк-конгресса очень насыщенная: конкурсы, производственные экскурсии (или, как вы говорите, «визиты в гемба»), чемпионат. Какие советы вы бы дали участникам для того, чтобы они смогли извлечь для себя максимум пользы?

— Первый совет: приезжайте командой. Один в поле не воин. Повышение производительности — командный процесс. Убери одно звено — и решение задачи окажется под вопросом. Лучше всего, если в вашей команде будут представлены те, кто отвечает за процессы, кадры, технику и оборудование. Все они получат полезный опыт.

Совет номер два: при выборе предприятий для визитов в гемба, которые стартуют 9 октября, старайтесь посещать разные компании, вне зависимости от вашей сферы деятельности. Так вы сможете познакомиться со всем разнообразием инструментов повышения эффективности и примерить их на себя.

На мастер-классах будут представлены несколько производств, технопарк, образовательный парк и лаборатории. Классическая «Тойота» продемонстрирует конвейер, на котором производится сборка автомобилей сразу трех конкурирующих марок: Toyota, Peugeot и Citroen. Это уникальное производство, построенное по проекту Toyota, демонстрирует высочайшее мастерство гармонизации процессов.

Удачное решение производственной логистики и системы визуального менеджмента можно будет увидеть в цехах компании Alfmeier (Германия), а воплощение цифровизации процессов в логистике и будущее индустрии 4.0. — на крупнейшем европейском логистическом хабе Amazon. Шведско-швейцарская компания ABB представит flow-менеджмент[2] и управление процессами проектов. Чешская Solea CZ — влияние мониторинга на вовлечение персонала в управление прибылью предприятия. Уверена, их опыт будет многим интересен. Solea CZ удалось повысить производительность труда благодаря системе формирования премиального фонда, основанной на мониторинге эффективности использования оборудования: фиксируя простои, система позволяет рабочим наглядно и в реальном времени отслеживать процесс формирования прибыли компании и, соответственно, накопления премиального фонда. Прозрачность взаимосвязи между простоями станков и размером премии стимулирует сотрудников к более эффективной работе.

Также я рекомендую обязательно воспользоваться уникальной возможностью для неформального общения на Networking Party. Вечеринка — отличное место для поиска единомышленников и партнеров. В это время любой участник может подойти к спикеру, коллеге и расспросить его о трудностях, с которыми столкнулась компания при интеграции инструментов, уточнить все интересующие подробности. И я советую не упускать этот шанс.

— В чем, по-вашему, главная ценность бенчмарк-конгресса для российских предпринимателей?

— Практика знакомства с инструментами эффективности в рамках бенчмарк-сессий и в реальных производственных условиях позволяет минимизировать ошибки. Таким образом, все участники получают шанс существенно снизить затраты на внедрение инструментов бережливого производства или сделать разворачивание производства экономически более эффективным.

Следовать за лидерами — безопасно и прогнозируемо не только в начале пути по оптимизации менеджмента, но и когда предприятие, добившись успеха, стремится к дальнейшему совершенствованию.

Хочу подчеркнуть, что все мероприятия бенчмарк-конгресса сопровождаются синхронным переводом на русский язык, в том числе и гемба-визиты. Каждую группу, выезжающую на предприятия, сопровождает переводчик. Я считаю, это отличные условия для того, чтобы получить от участия в конгрессе максимум пользы.

Участвуя в мастер-классе в гемба, мы приобретаем опыт, на получение которого компания, демонстрирующая его, затратила миллионы

Производственная система «Тойоты» (Toyota Production System, TPS), составляющая методологическую основу бережливого производства, построена на изучении и преобразовании лучшего мирового опыта. Философия бережливого производства подразумевает не слепое копирование, а компиляцию наиболее успешного, прошедшего испытание жизнью опыта и его адаптацию к каждому конкретному случаю. Вплоть до создания своих уникальных инструментов. К слову, участники конгресса охотно делятся ими друг с другом.

К примеру, компания ABB разработала мобильное приложение «Уведомление о потерях», с помощью которого вовлекает свой персонал в процесс контроля и снижения потерь. Путь к данному решению был долгим, а затраты внушительными. Это мобильное приложение не является коммерческой тайной. Если оно подходит для задач вашей компании, можно взять его за образец, и затраты, которые вы при этом понесете, будут несопоставимо меньше, чем у компании-разработчика.

— Вероника Геннадьевна, скажите, сможем ли мы увидеть на Неделе производительности российских спикеров?

— Ответ на этот вопрос тесно связан с процессом распространения методологии бережливого производства в России. Могу сказать, что количество предприятий, избирающих для себя философию бережливости в качестве основополагающей концепции, неуклонно растет. Это демонстрирует и состав спикеров конгресса, и состав участников конкурсов проектов.

Уже сейчас среди спикеров бенчмарк-конгресса — представители Северстали, Норникеля, Объединенной двигателестроительной компании, а также казахстанской ERG. Другие компании также имеют возможность присоединиться и представить перед международным сообществом свой успешный опыт, пообщаться с единомышленниками, почерпнуть идеи, получить профессиональные инсайты и рецепты.

Одной из своих приоритетных задач я считаю представление на международной площадке российского производственного менеджмента с лучшей стороны. Мы даем возможность отечественным предприятиям показать свой экспортный потенциал через демонстрацию эффективности процессов и обеспечения качества продукции, найти деловых партнеров и единомышленников. И я очень рассчитываю, что российские производственные менеджеры воспользуются этой уникальной возможностью.

Публикацию подготовил
Директор по развитию
РИА «Стандарты и качество»
Алексей АНИСКИН

Publication is prepared by
Development Director
Of AIA Standards and Quality
Aleksey ANISKIN

Ключевые слова: бенчмарк-конгресс, новый формат, бережливое производство, бизнес, практики, передача опыта, инсайт, производительность труда, руководители, возможности.

Keywords: benchmark congress, new format, lean production, business, practices, experience sharing, insight, labor productivity, leaders, opportunities.


[1] Lean Production — «бережливое производство» — производственная философия, основанная на планомерном уничтожении всяких непроизводительных расходов и постоянном совершенствовании производственного процесса. — Прим. ред.

[2] TFM (Total Flow Management) — всеобщее управление потоком. — Прим. ред.





23.07.2019
448
Поделиться: