Стать автором
Обратная связь

Ставка на качество

В этом году в локомотивных депо Данилов, Вологда, Сольвычегодск и Печора Северной магистрали начнут внедрять элементы системы менеджмента качества (СМК).

На дороге отмечают, что внедрение системы, для чего уже создан дорожный координационный совет по качеству, повысит эффективность всех технологических процессов и улучшит экономические показатели магистрали.

В первую очередь – за счёт совершенствования системы управления.

«Первоочередная задача – последовательное, каскадное обучение персонала менеджменту качества, – говорит начальник службы технической политики Северной магистрали Алексей Курочкин. – Сегодня уже завершено обучение руководителей дороги и отделений. А с февраля начинается обучение 270 руководителей линейных подразделений».

При выборе пути построения СМК на Северной учли наработки дорог, выбранных ОАО «РЖД» в качестве базовых для пилотного внедрения системы, – Куйбышевской, Октябрьской, Свердловской. «Опыт Куйбышевской магистрали показывает, что даже такая простая вещь, как систематический порядок на рабочих местах, в итоге повышает качество и эффективность работы структурного подразделения, – говорит Алексей Курочкин. – Поэтому методология организации и поддержания порядка на рабочих местах как один из компонентов СМК уже внедряется на дистанции пути Няндома».

Используют северяне и собственный опыт, приобретённый во время внедрения системы менеджмента качества на рельсосварочном поезде №8 (РСП-8), первым получившем на сети ещё в 2004 году сертификат соответствия СМК по стандарту ISO 9001:2000.

А в 2005 году на этом предприятии провели сертификацию системы охраны труда и промышленной безопасности по стандарту OHSAS 18001.

Созданная в итоге интегрированная система управления позволила увеличить объём и качество выпуска рельсовых плетей. При этом годовой экономический эффект от повышения выявляемости скрытых дефектов сварных стыков рельсов составил 12 млн руб. Кроме того, в несколько раз снизился уровень заболеваемости персонала поезда.

«Первый опыт построения СМК на РСП-8 позволил нам оценить эффективность внедрения системы и взять курс на дальнейшее развитие передовых методов корпоративного управления, – говорит первый заместитель начальника СЖД Сергей Коломеец. – Реализация стратегии управления качеством должна в итоге привести к значительному улучшению работы дороги. Мы рассчитываем добиться вполне осязаемых результатов: повысить скорость движения поездов и обеспечить их беспрепятственный пропуск на полигоне магистрали, улучшить качество пути, повысить уровень безопасности движения, производительности труда, обеспечить внедрение энергосберегающих и малозатратных технологий».

Отдельные компоненты СМК – «Восемь шагов решения проблем качества технических средств железнодорожного транспорта» и «Барьер» – в прошлом году начали внедряться и в локомотивном депо Ярославль-Главный.

Как рассказала «Гудку» ведущий технолог отдела технического регулирования, лицензирования и метрологии службы технической политики СЖД Алла Шамаркина, основной элемент системы блокирования и предупреждения дефектов «Барьер» – матрица обеспечения качества (МОК). Это таблица, составленная для технологического процесса и отражающая расположение и эффективность точек контроля, данные о дефектах, корректирующие и предупреждающие мероприятия.

С матрицей-таблицей работает команда, которая создаётся из персонала смены депо.

«Дефекты обнаруживаются с помощью встроенных в технологический процесс операций контроля – выборочного или постоянного, визуального или с использованием средств диагностики, – пояснила Алла Шамаркина. – Информация об обнаруженном дефекте вносится в МОК, после чего команда анализирует проблему по заданному алгоритму, разрабатывает корректирующие и предупреждающие мероприятия».

Проанализировав данные о наиболее распространённых дефектах, в депо выяснили, что максимальное количество браков допускает участок по ремонту электропневматических контакторов. Поэтому именно с этого участка началось использование специально разработанных процедур учёта, предупреждения и исправления случаев брака.

«Подводить итоги внедрения элементов СМК в локомотивном депо Ярославль-Главный рано, – говорит главный инженер службы локомотивного хозяйства СЖД Анатолий Гетманов. – Однако уже ясно: браку на отдельно взятом производственном участке поставлен заслон, который в перспективе должен резко снизить количество отказов локомотивов по причине некачественного ремонта контакторов».

Справка «Гудка»
Суть методики «Восемь шагов решения проблем качества технических средств железнодорожного транспорта»:
на подготовительном этапе (шаг ноль) обнаруживается и чётко формулируется проблема качества продукции;
шаг 1: образование рабочей группы из персонала предприятия;
шаг 2: письменное изложение проблемы;
шаг 3: разработка и реализация срочных мероприятий по предотвращению распространения бракованной продукции;
шаг 4: выявление и анализ потенциальных причин проблемы;
шаг 5: разработка возможных корректирующих мероприятий и доказательство их результативности;
шаг 6: реализация и анализ корректирующих мероприятий;
шаг 7: разработка предупреждающих мероприятий;
шаг 8: подведение итогов.

Источник: Газета Гудок

19.02.2009
448
Поделиться: