Стать автором
Обратная связь

Российские студенты пройдут экзамен на подтверждение квалификации в режиме онлайн

В мае 2020 г. студенты учреждений профессионального образования и ряда вузов пройдут параллельно с выпускными экзаменами независимую оценку квалификации. В этом году экзамен впервые будет проведен в фомате онлайн. Пилотный проект реализует Национальное агентство развития квалификаций при поддержке Минпросвещения России и Минтруда России.

Реализация проекта «Профессиональный экзамен для студентов» началась силами АНО «НАРК» (Национальное агентство развития квалификаций) в 2018 г. Наиболее важной целевой группой для проведения независимой оценки квалификаций были признаны выпускники программ профессионального образования. Экзамен по оценке квалификаций проходит в центрах оценки квалификации или в экзаменационных центрах, созданных на базе колледжей, вузов, учебных центров, в качестве экзаменаторов выступают эксперты центров оценки квалификации – представители работодателей. В прошлом году в пилотном проекте приняло участие 20 регионов. В 2020 г. подтвердить свою квалификацию в рамках пилотного проекта планируют около 2000 студентов из 29 субъектов России по квалификациям 17 отраслей экономики. В рамках пилота выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования сдают экзамен, по результатам которого могут получить два документа: диплом о профессиональном среднем или высшем образовании и свидетельство о квалификации.

Как отмечал ранее заместитель Министра труда и социального развития РФ Всеволод Вуколов, проект помогает сократить разницу между квалификацией, которая необходима работодателю, и квалификацией, которую обеспечивают образовательные учреждения.

В условиях сложившейся эпидемиологической ситуации, связанной с распространением коронавируса, профессиональный экзамен – его первая, теоретическая часть – впервые пройдет в режиме онлайн. О таком подходе в Национальном агентстве развития квалификаций задумались еще до наступления форсмажорных обстоятельств, осенью прошлого года, но это оказалось весьма актуальным решением. Цифровизация охватила практически все сферы нашей деятельности. Онлайн-обучение и проведение экзаменов, в том числе и экзамена на подтверждение квалификации, ― еще один шаг вперед и новые возможности. Первые экзамены в новом формате пройдут в мае 2020 г. в Красноярске.

«На днях мы протестировали работу системы проведения экзамена. Студент сможет сдать теорию прямо из дома, ― рассказывает Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора АНО «НАРК». – Практическую часть можно будет сдать позже. Таким образом, мы даем студентам возможность в комфортных (на сколько позволяют обстоятельства) условиях пройти независимую оценку квалификации. В этом году мы взяли наиболее массовые и важные профессии. Это такие сферы, как ЖКХ, строительство, агросектор, социальная защита».

Новый формат делает независимую оценку квалификации более доступной для соискателей. Применение технологий, позволяющих верифицировать личность экзаменуемого и подтверждать достоверность результатов онлайн-экзаменов фактически открывает возможность оценивать квалификацию, «не выходя из дома».

Возможность принять участие в проекте для учащихся профессиональных учебных заведений есть у всех субъектов Российской Федерации. В ряде регионов созданы методические центры и координационные органы, в которые входят представители исполнительной власти и работодателей, и они сами отбирают организации, которые готовы поучаствовать в проекте. К процессу подключены также советы по профессиональным квалификациям.

Как рассказала Юлия Смирнова, в 2020 году в профессиональный экзамен будут сдавать и студенты ряда вузов. В прошлом году в проекте принял участие СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, старейший электротехнический вуз Европы). В этом году вузов станет больше. «Таким образом, к профессиональному экзамену мы подключаем не только студентов СПО. Вузы нам интересны и с той точки зрения, что такую оценку квалификации можно проводить и с учетом их модулей образования, то есть выпускники вузов могут набирать для себя дополнительные профессиональные квалификации, ― поясняет Юлия Смирнова. ― Это важно. Ведь сейчас в России нет формулировки «незаконченное высшее образование», и если студент по каким-то причинам прервал свое обучение в вузе после 2 или 3 курса, он приходит к работодателю просто с аттестатом о среднем образовании. А документы о подтвержденных квалификациях помогут ему выйти на рынок труда и зарабатывать».

Принимать ли участие в прохождении профессионального экзамена наряду со сдачей выпускных экзаменов, выпускники учебных заведений решают для себя сами. Но, как отмечают в АНО «НАРК», таких желающих становится все больше. «Студент, размышляя о том, что скоро он покинет свою альма-матер, понимает, что нужно иметь такое портфолио, с которым он будет чувствовать себя уверенно, придя к работодателю.», ― отмечает Юлия Смирнова.

Кстати, по итогам прошлого года, из 1500 студентов, прошедших экзамен на подтверждение квалификации, успешно сдали только 42%. Это свидетельствует о том, что программы учебных заведений не всегда отвечают требованиям реалий сегодняшнего дня, конкретным знаниям и навыкам, которыми человек должен обладать в рамках своей квалификации. «Надо сказать, что и не все уже работающие специалисты успешно проходят экзамен ― до 15% не могут подтвердить свой уровень квалификации. Вот почему, в том числе, выгоднее сначала пройти теоретическую часть, а потом уже практическую, ведь к проведению экзамена готовятся не только сами участники, но и его организаторы, в том числе работодатели, закупая необходимые для практической части расходные материалы, ― говорит Юлия Смирнова. – Мы рады, что часть образовательных учреждений, сотрудничающих с нами в рамках проведения экзамена на получение квалификации, сделали выводы и скорректировали свои программы. Фактически, профессиональный стандарт описывает те умения и знания, которые соискатель должен предъявить работодателю. Грамотные учебные заведения смотрят на профстандарт как на спецификацию для себя. Образовательная организация должна подготовить студента до «входного» уровня квалификации, чтобы он умел делать то, что описано в профстандарте для работников, к которым не предъявляются требования к опыту работы. Отрадно, что ссузы и вузы учатся пользоваться профессиональными стандартами. И у тех организаций, чьи студенты прошли независимую оценку квалификации, результаты работы лучше». Абитуриенты и их родители тоже постепенно учатся выбирать образовательные организации и образовательные программы, которые обеспечивают выпускникам получение, а главное – подтверждение квалификации. По словам, Валерия Андреева, директора Санкт-Петербургского Колледжа водных ресурсов, после того как колледж включился в пилотный проект, конкурс на те специальности, по которым процедура итоговой аттестации совмещена с независимой оценкой квалификации, вырос почти вдвое.

Не так давно на портале «Работа в России» (официальный портал Роструда) у соискателей появилась возможность указывать эти данные. Кроме того, для молодых людей, участвующих в проекте «Профессиональный экзамен для студентов», есть и еще один важный бонус. Это гарантированное трудоустройство. Условие участия в проекте для образовательных учреждений ― поиск работодателей, которые трудоустроят к себе тех выпускников, кто подтвердил квалификацию. Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства рассказала, что предприятия заинтересованы в молодых специалистах, подтвердивших квалификацию: «Участники пилотного проекта, успешно сдавшие профессиональный экзамен, сразу находят работу. Их ждут на производственных площадках публичных акционерных обществ «СИБУР Холдинг», «НОВАТЭК», "КуйбышевАзот", «Тольяттиазот», «Новокуйбышевский нефтеперерабатыващий завод», АО «Сибэко», предприятиях оборонно-промышленного комплекса Урала, в группе компаний «Каспийская энергия», в том числе Астраханском судостроительном производственном объединении, и в других организациях. Есть и такие ответственные компании, которые сохраняют рабочие места для молодых людей, ушедших в армию: специалист с подтвержденной квалификацией ценится на рынке труда».

«Мы ожидаем, что по мере развития нашего проекта «Профессиональный экзамен для студентов» будет расти количество выпускников организаций среднего профессионального образования и вузов, которые выйдут на рынок труда с подтвержденной квалификацией, ― подчеркивает Юлия Смирнова. – И мы уверены, что работодатели понимают ценность таких специалистов. Россия все больше будет становиться похожей на другие страны, где подобный подход ― стандартен и привычен. В США, Канаде, Австралии, например, при переезде из штата в штат специалист обязан заново подтверждать свою квалификацию. У нас же в стране документ о подтверждении квалификации, который получают специалисты, успешно сдавшие экзамен, един и действителен на всей территории РФ, в любом регионе».

Предполагается, что вскоре возможность сдачи профессионального экзамена для студентов будет распространена на всю территорию страны, проект начнет работать на постоянной основе. Как отметили в АНО «НАРК», еще в 2019 г. Минтруда РФ предложил обеспечивающие работу такого процесса поправки в законодательные акты, в частности, в Закон «О независимой оценке квалификаций». Поправки предусматривают возможность направлять граждан на прохождение независимой оценки квалификаций от служб занятости и от учебных организаций. Сейчас эти законодательные предложения находятся в стадии рассмотрения.


Комментарии экспертов:

Юлия Смирнова, первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций

Юлия СмирноваВ этом году Национальное агентство развития квалификаций начинает вводить онлайн-формат для теоретической части экзамена по профессиональной оценке квалификации. Какие новые возможности это открывает для участников рынка труда?

Во-первых, увеличится доступность, ведь онлайн-экзамен можно пройти максимально близко к месту жительства: МФЦ, службы занятости, центры оценки квалификации, их экзаменационные площадки, работают во всех субъектах Российской Федерации, и их довольно много ― порядка полутора тысяч.

Во-вторых, такой подход позволяет добиться существенного снижения стоимости экзамена. В прошлом году в рамках мониторинга рынка труда мы провели опрос работодателей, и большинство респондентов указали, что уменьшение затрат на оплату экзамена станет решающим фактором в пользу выбора независимой оценки квалификации как инструмента для аттестации персонала.

На сегодняшний день средняя стоимость экзамена на низких уровнях квалификации с учетом затрат на расходные материалы, инструменты и работу экспертов составляет 6—8 тыс. р. Фактически соискатель авансирует всю процедуру ― и теоретическую, и практическую части. Такой формат удобен только в том случае, когда обе части проводятся в один день, при этом и человек, и работодатель полностью уверены, что подтверждение квалификации состоится. А если нет?

Думая о том, как минимизировать затраты, мы предложили Минтруду России и нашим коллегам-работодателям подход, предполагающий разделение теоретической и практической частей. В результате на практическую часть будут приходить только те, кто сдал теорию. Мы подсчитали, что, если разделить экзамен по нашей методике, стоимость теоретической части составит (в ценах на начало марта) около 500 р. Это вполне доступно, а значит, у соискателя появится дополнительная возможность испытать себя, понять суть процедуры, оценить сложность вопросов, преодолеть неуверенность. Ведь между 8 тыс. р. и 500 р. колоссальная разница! Таким образом, мы делаем процедуру прохождения профессионального экзамена более дружелюбной.

Кроме того, мы сочли возможным предложить разнести теоретическую и практическую части во времени, увеличив контрольный промежуток между экзаменами до одного года, чтобы человек мог пройти процедуру в комфортное и для себя, и для работодателя время.

И, наконец, третий плюс дистанционного формата: онлайн-версия позволяет максимально быстро получить результат ― сразу после прохождения теста человеку выдается либо пропуск в практику, либо заключение о том, какие пробелы в знаниях у него есть, какие вопросы необходимо проработать, чтобы в следующий раз экзамен был сдан. Все эти решения уже встроены в онлайн-платформу, и в этом году мы вместе с рядом советов по профессиональным квалификациям будем данный режим внедрять.

Отдельно хотелось бы сказать о таком направлении, как независимая оценка квалификации для студентов. В этом году в связи с введением в большинстве регионов страны режима самоизоляции мы даем студентам некоторых вузов и СПО возможность пройти теоретическую часть экзамена из дома. Для них это очень важно, поскольку, с одной стороны, необходимо сдать госэкзамены, защитить диплом, а с другой, ― подтвердить квалификацию. Пока в эксперименте участвует только Красноярск ― они первыми вышли с такой инициативой. Но если другие субъекты Российской Федерации обратятся к нам с подобным предложением и подтвердят свою готовность к работе в онлайн-формате, т.е. докажут, что техническая поддержка позволяет гарантировать абсолютную честность студентов при ответах на вопросы, мы предоставим им такую возможность.

Алла Факторович, заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций

Алла Факторович Значение нового формата, особенно в текущей ситуации, очевидно, ведь все прекрасно понимают, что у любых процессов должны быть цифровые дублеры. В сложившейся тяжелой эпидемиологической обстановке мы предлагаем и студентам-участникам пилотного проекта Национального агентства, и любому соискателю пройти профессиональный экзамен в удобных для него условиях.

Фактически мы таким образом повышаем доступность независимой оценки квалификации, приближаем ее к непосредственному потребителю, идем к тому, чтобы человек при желании мог пройти профессиональный экзамен (по крайней мере, его теоретическую часть), фактически не выходя из дома. Это делает систему и более дружелюбной, и более клиентоориентированной. Запуск онлайн-формата открывает новые возможности для продвижения процедуры, и я думаю, что это будет актуально не только в кризисной ситуации, в которой сейчас находится страна, но и когда мы вернемся к нормальному ритму жизни. Информационный ресурс, который позволяет перевести процедуру профессионального экзамена в онлайн-режим, ― очень удобный сервис, соответствующий современным реалиям и отвечающий на вызовы цифрового общества.

Теперь о сложностях, с которыми нам пришлось столкнуться и решение которых мы уже отрабатываем. Конечно, когда человек приходит в центр оценки квалификаций или на экзаменационную площадку, соблюдаются все необходимые условия для того, чтобы процедура соответствовала нормативной базе, была достоверной и объективной. Мы в таком случае гарантируем, что работа выполнена самостоятельно, что не было никаких отступлений от нормативных требований, что все честно, чисто, прозрачно. Когда мы говорим об онлайн-режиме (особенно, если соискатель проходит тестирование из дома), сразу возникают риски: сам ли человек отвечал на вопросы, не обращался ли он к каким-то источникам, не стоял ли  у него за спиной «суфлер». То есть появляется очень много вопросов к достоверности и чистоте процедуры.

Однако технические решения для снятия этой проблемы уже есть. Сейчас мы рассматриваем возможность «докрутки» нашей системы и использования технологии прокторинга, которая дают полноценную картину того, что делал соискатель в процессе прохождения процедуры профессионального экзамена, позволяет верифицировать личность тестируемого, а также наблюдать за его поведением и происходящим на экране компьютера, чтобы убедиться, что он не списывает, не прибегает к помощи других людей, не ищет ответы в интернете.

Если наш ресурс будет усилен этими возможностями, то бόльшая часть рисков просто уйдет. Поэтому наша задача ― усовершенствовать уже имеющееся техническое решение, чтобы теоретическое тестирование (часть профессионального экзамена) могло проходить в максимально доступной и удобной для соискателей 


23.04.2020
448
Поделиться: