Стать автором
Обратная связь
Оставить заявку

Завершил работу XVII Всероссийский форум качества «Лучший опыт – для лучшей жизни!»

videoXVII Всероссийский форум качества «Лучший опыт – для лучшей жизни!» (Форум качества – 2019) проходил 14–15 ноября 2019 г. и был приурочен к Всемирному дню качества и Европейской недели качества.

Площадками мероприятий форума стал завод АО «Метровагонмаш» в г. Мытищи Московской области и центральные офисы РСПП и НП «ОПЖТ» в Москве.

Форум качества – 2019 был посвящен вопросам повышения качества продукции машиностроительной отрасли, которая составляет основу развития науки, производства, экономики нашей страны, обеспечивает ее обороноспособность, выполнение программы по импортозамещению, повышение качества жизни российских граждан.

Организаторы Форума качества – 2019: Всероссийская организация качества (ВОК), АО «Метровагонмаш», АО «Трансмашхолдинг», НП «Объединение производителей железнодорожной техники» – при поддержке и участии Минпромторга России, Росстандарта, РСПП, ТПП РФ.

Оператор форума – РИА «Стандарты и качество».

В общей сложности в его работе приняли участие более 450 делегатов из разных регионов России и представители зарубежных машиностроительных компаний.

Центральным событием Форума качества – 2019 стало пленарное заседание на тему: «Качество продукции машиностроения – основа развития экономики России», которое прошло 14 ноября в ДК «Яуза» в г. Мытищи. Это был открытый, прямой и очень честный диалог госрегуляторов промышленности, производителей гражданской и оборонной продукции, органов по сертификации о проблемах и первостепенных задачах в области контроля качества продукции машиностроения.

По завершении пленарного заседания состоялась экскурсия на заводе «Метровагонмаш», где участники форума ознакомились с уникальной производственной системой предприятия и его системой менеджмента качества и безопасности.

15 ноября 2019 года в рамках программы форума в НП «ОПЖТ» и РСПП состоялись круглые столы: «Качество продукции железнодорожного машиностроения» и «Качество вооружения и военной техники».

Расскажем обо все подробнее. 

Модераторами пленарного заседания на тему: «Качество продукции машиностроения – основа развития экономики России» выступили Г.П. Воронин, президент ВОК, главный редактор журнала «Стандарты и качество», и А.И. Анискин, исполнительный директор ВОК, директор по развитию бизнеса РИА «Стандарты и качество».

В открытие заседания с приветственным словом к его участникам обратился В.С. Азаров, глава городского округа Мытищи. Он продемонстрировал видеофильм о жизни города и его промышленности, в частности, о современном производстве АО «Метровагонмаш».

Генеральный директор АО «Метровагонмаш» Б.Ю. Богатырев рассказал, что предприятие входит в состав Трансмашхолдинга – крупнейшую компанию по производству городского рельсового транспорта в России и СНГ, которая занимает 6-е место в мире и входит в тройку мировых лидеров по производству вагонов метро. «Качество продукции – одна из основных задач в ежедневной работе Метровагонмаша», – сказал он. Сегодня система менеджмента качества и безопасности АО «Метровагонмаш» сертифицирована на соответствие требованиям ISO 9001:2015, ISO/TS 22163:2017 (IRIS), ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 и охватывает область деятельности организации, связанную с производством, поставкой и послепродажным обслуживанием вагонов метрополитена, рельсовых автобусов, автомотрис, дизель-поездов и комплектующих изделий для них.

Заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации О.И. Бочкарев напомнил, что государственный заказчик закладывает очень высокие требования к качеству вооружения и военной техники, и напомнил, что Президент России поставил задачу к 2030 году организовать на предприятиях ОПК выпуск продукции гражданского назначения – 50% на 50%. Сегодня оборонщики, по словам зампредседателя ВПК, вышли на цифру около 20%.

Президент НП «ОПЖТ» В.А. Гапанович заявил, что основной инструмент достижения высокого качества продукции и услуг – это стандарты, в том числе международные, а один из способов повышения качества в железнодорожной промышленности – внедрение международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS (ISO TS 22163:2017). Применение IRIS направлено на создание системы менеджмента, которая позволяет проводить постоянные улучшения, сокращать число и предотвращать дефекты по цепи поставок, повышать качество продукции и производительность труда. Те предприятия, которые имеют сертификат IRIS, имеют и преференции при конкурентных закупках. В Российской Федерации, по словам В.А. Гапановича, выдано 115 сертификатов IRIS, что ставит ее на четвертое место в мире. И в этом, по словам авторитетного эксперта, большая заслуга журнала «Стандарты и качество» и его главного редактора Г.П. Воронина. В.А. Гапанович предложил ввести маркировку продукции средств производства знаком IRIS Certification наравне со знаком Роскачества.

Начальник отдела технического регулирования и стандартизации Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК А.А. Полозков обратил внимание участников форума на то, что цели технического регулирования Евразийского экономического союза заключаются в том, чтобы промышленность стран – членов Союза могла конкурировать на внешнем рынке, не зацикливаясь на внутреннем пространстве, чтобы потребители могли получить гарантированную защиту от некачественной и опасной продукции.

Одним из самых ярких выступлений на пленарном заседании стал доклад заместителя руководителя Росстандарта А.П. Шалаева. Обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, ее предприятий, убежден он, напрямую связано с необходимостью обеспечения надлежащего уровня качества – качества не только продукции, но и качества управления. «Качество продукции подтверждается качеством испытаний, качество управления – результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Действительно, сложно достичь хороших цифр без управления качеством», – объяснил замглавы ведомства. Он призвал промышленность активнее участвовать в стандартизации, заявляя о своем лидерстве на внешнем рынке, и в качестве положительного примера привел принятые в октябре текущего года межнациональные стандарты в области требований к электромагнитной совместимости технических средств «Умного города» (ГОСТ 34594.1–2019, ГОСТ 34594.2.1–2019, ГОСТ 34594.2.2–2019), впервые разработанные Российской Федерацией. Отвечая на вопрос модератора пленарного заседания: почему качество падает? – А.П. Шалаев сказал: «Мы слишком далеко ушли в добровольную историю» и добавил, что часто ТУ, указанные на маркировке товаров, просто не существуют, поскольку их регистрация – дело добровольное, как и оценка соответствия продукции требованиям большинства национальных стандартов.

Большой резонанс вызвал доклад В.Ю. Смелова, директора по качеству ОАО «Мытищинский машиностроительный завод». Он рассказал о проблемах завода, которые распространены во всей отрасли военного машиностроения.

Мытищинский машиностроительный завод входит в группу компаний «Калашников» и производит гусеничные шасси специального назначения для систем комплекса ПВО. «Для успешного машиностроения нам необходимы качественные комплектующие, литье, прокат, – перечислил докладчик. Он отметил, что машиностроению не хватает средств измерения, средств контроля отечественного производства, возникают трудности с поставками подшипников, резинотехнических изделий. Много контрафактных смазочных материалов, сложно найти качественный литол и циатим. «Сегодня мы не можем производить полностью отечественную электронику и рискуем потерять отечественные дизельные двигатели», – предупредил В.Ю. Смелов. Большой проблемой он назвал низкую квалификацию персонала отрасли, отсутствие системы профессионального обучения рабочим специальностям – токаря, фрезеровщика. «Например, для закрытия вакансии "токарь 6-го разряда", – сказал директор по качеству ММЗ, – нам надо ждать до полугода». Никто, по его словам, не готовит контролеров качества, но и эта работа – не самая почетная и высокооплачиваемая. Сегодня повсеместно на технических факультетах закрываются кафедры, которые готовят студентов по специальности «Стандартизация, сертификация и управление качеством». Также спикер коснулся соответствия продукции машиностроения установленным требованиям. «У нас есть требования, но нет условий и возможностей соответствовать им», – сказал он. Сертификация систем менеджмента построена таким образом, что органы по сертификации в оборонно-промышленном комплексе не отвечают за срыв сертифицированными организациями исполнения гособоронзаказа. «Мощное, полноценное, стабильное машиностроительное производство – это основа экономики страны и национальной безопасности», – заключил В.Ю. Смелов. Он внес предложение в резолюцию форума: развивать отечественное независимое машиностроение не только для того, чтобы росла экономика страны, но и мы, ее граждане, были уверены, что живем в сильном, самостоятельном государстве.

Другие докладчики – Н.А. Токарев, представитель компании «Кнорр-Бремзе» (г. Мюнхен, Германия), А.Г. Акопян, заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД», Л.Н. Морозов, начальник службы качества ГУП «Московский метрополитен», А.Е. Квасников, заместитель главного инженера ГУП "Петербургский метрополитен", А.А. Абакумов, директор департамента развития гражданской продукции АО «Концерн «Уралвагонзавод» – представили системы менеджмента и контроля качества продукции, обеспечивающие успех своих организаций на внутреннем и внешнем рынках, и обсудили вопросы метрологического обеспечения производства, снижения отказов продукции, работы с поставщиками, развития персонала, разработок временных стандартов организации, участия в Национальной системе сертификации и др.

Первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н. Лоцманов рассказал об опыте ПАО «ТМК» по внедрению международных стандартов, который позволил предприятию уверенно вывести свою трубную продукцию на международный рынок.

Эксперт ИСО/ТК 176, главный редактор журнала «Методы менеджмента качества» М.В. Екатеринин сделал обзор наиболее востребованных действующих стандартов ИСО в области менеджмента качества и в смежных областях, а также сообщил о перспективах разработки новых стандартов, которые будут полезны предприятиям из разных отраслей.

Пленарную сессию завершило выступление В.Г. Рыбкина. Первый заместитель генерального директора по связям с органами государственной власти Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» сообщил, что компания несет ответственность за своих сертифицированных клиентов.

В рамках программы пленарного заседания форума 14 ноября 2019 года состоялась торжественная церемония вручения главной награды ВОК – Почетной медали имени русского философа Ивана Александровича Ильина лауреатам, а также награждение победителей конкурсов ВОК в области качества и программы «Российский лидер качества» и лауреатов Почетного звания и диплома «Мастер качества».

Почетной медали имени И.А. Ильнина удостоены:

◈ в номинации «За выдающиеся научные достижения в области качества»:

  • Л.А. Бондарь, президент Ассоциации по техническому регулированию (АССТР);
  • А.П. Шалаев, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт);

◈ в номинации «За выдающиеся достижения в области качества»:

  • Л.Н. Морозов, начальник службы качества ГУП «Московский метрополитен»;
  • К.В. Леонидов, заместитель генерального директора ФГУП «Стандартинформ»;
  • Б.Ю. Богатырев, генеральный директор АО «Метровагонмаш»;

◈ в номинации «За практический вклад в продвижение идей качества в регионе»:

  • В.В. Булатов, директор ФБУ «Костромской ЦСМ».

За победу в конкурсе ВОК в области качества по программе «Российский лидер качества» памятной медалью и дипломом «Российский лидер качества» награждены:

  • А.С. Бузаков, генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи»;
  • А.В. Быстров, заместитель генерального директора по производству — начальник производственно-диспетчерского отдела АО «Адмиралтейские верфи»;
  • П.А. Иванов, начальник управления развития производственной системы АО «Адмиралтейские верфи»;
  • Е.И. Мильман, начальник центральной заводской лаборатории АО «Адмиралтейские верфи».

Почетного звания «Мастер качества» и диплома ВОК удостоены:

  • И.А. Георгиев, старший мастер контрольный АО «Адмиралтейские верфи»;
  • Д.А. Кузнецов, мастер контрольный АО «Адмиралтейские верфи»;
  • В.С. Гарманов, начальник бюро управления качеством (в промышленности) АО «Адмиралтейские верфи».

В завершение пленарного заседания состоялась церемония передачи знамени Всероссийской организации качества ректору Тольяттинского государственного университета М.М. Кришталу – в следующем, 2020 году, Форум качества пройдет на площадке этого университета.

Затем участники форума посетили уникальную производственную экскурсию на заводе АО «Метровагонмаш». Они ознакомились с самой современной и совершенной производственной системой завода, а также его системой менеджмента качества и безопасности, действующей в условиях проводимой масштабной реконструкции предприятия, направленной на внедрение концепции Индустрия 4.0.

Участники осмотрели производственную цепочку изготовления нового, не имеющего аналогов рельсового автобуса РА-3, разработанного ООО «ТМХ Инжиниринг», а также новейшей серии метропоездов «Москва», которые уже начали курсировать в столичной подземке.

Маршрут экскурсии стартовал в цехе № 217, где установлена эталонная линия по сборке вагонов метро. Здесь участники форума увидели конечную продукцию завода, предназначенную для метрополитенов, и смогли представить себя первыми пассажирами самых современных метросоставов.

video Следующим пунктом экскурсии стало посещение цеха по сварке кузовов вагонов. Оттуда экскурсанты двинулись в заготовительный цех, больше напоминающий огромный супермаркет. Здесь в идеальном порядке хранятся заготовки и комплектующие для будущих составов городского рельсового транспорта. В цехе № 417 участники увидели, как происходит процесс сборки корпуса рельсового автобуса РА-3, а в цехе № 5 – работу эталонной линии по сборке колесных тележек. На каждом этапе экскурсии они могли проследить, как действуют все элементы системы менеджмента качества и как на протяжении всего производственного процесса контролируется качество продукции.

Первый день Форума-2019 завершил осмотр музея завода.

 

15 ноября 2019 в рамках программы Форума качества – 2019 состоялись круглые столы: «Качество вооружений и военной техники» и «Качество продукции железнодорожного машиностроения».

В работе круглого стола «Качество продукции железнодорожного машиностроения» приняли участие представители федеральных надзорных органов России, крупнейших отечественных и зарубежных производственных компаний, профессиональных общественных объединений.

С приветственным словом к участникам обратился президент НП «ОПЖТ» В.А. Гапанович. Он подчеркнул, что здесь, на круглом столе, собрались те, кто определяет политику в области качества железнодорожного транспорта, и очертил круг вопросов, требующих первоочередного решения, это: реализация проекта «регуляторной гильотины», внедрение на предприятиях железнодорожного машиностроения стандартов IRIS, повышение уровня качества и безопасности их продукции, борьба с контрафактом и фальсификатом.

Участники круглого стола согласились с существованием определенных проблем и предложили пути их устранения. На круглом столе с докладами выступили: заместитель начальника Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора С.А. Бондаренко, начальник Управления инфраструктуры и перевозок Росжелдора В.А. Крупин, вице-президент НП «ОПЖТ», генеральный директор ООО «ИЦПВК» О.А. Сеньковский, и.о.  начальника отдела новой техники Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» А.С. Омельченко, и.о. управляющего директора  по качеству ООО «ЛокоТех» Д.В. Сухин, технический директор ООО «СТМ-Сервис» Е.А. Григорьев, заместитель директора  Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» А.А. Казаков, заместитель генерального директора АО «ВРК-3» В.И. Шевченко, первый заместитель генерального директора АО «Калугапутьмаш» С.И. Мишланов, главный инженер отделения пути и путевых машин Проектно-конструкторского бюро – филиала ОАО «РЖД» Г.И. Сорокин, генеральный директор АО «Тулажелдормаш» М.И. Набиуллин, заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» А.В. Кудряшов, заместитель директора по качеству – главный метролог ОАО «ТВЗ» К.В. Татарницев.

Обсуждение вопросов круглого стола проходило в форме живой дискуссии, каждый докладчик вносил конкретные предложения по решению проблем, представлял лучшие практики в том или ином направлении.

Координатор IRQB Б. Кауфман, вице-президент по совершенствованию бизнеса и управлению качеством Siemens Mobility gmbh, председатель IRQB Ш. Зиглер, руководитель Контактного бюро для малого и среднего бизнеса по России Восточного комитета германской экономики Й. Бельманн поделились опытом немецкого бизнеса в области международной стандартизации, обеспечения высокого качества и конкурентоспособности продукции. Й. Бельманн также рассказал о значении качества промышленной продукции в повышении ее экспортного потенциала.

В заключительном обращении к участникам круглого стола В.А. Гапанович подвел черту: «Теперь основная задача – сделать так, чтобы принятые решения не остались просто словами. Все имеющиеся проблемы должны быть решены».

Участие в круглом столе «Качество вооружения и военной техники» приняли более 70 представителей предприятий оборонно-промышленного комплекса, госкорпораций, органов по сертификации военной техники и вооружений, Департамента оборонной промышленности аппарата Правительства РФ, РСПП, организаций системы Росстандарта, научно-исследовательских институтов в области авиации и противовоздушной обороны, учреждений высшего профессионального образования, в том числе Академии военных наук, Российской академии ракетных и артиллерийских наук, Международной инженерной академии, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, профессиональных общественных объединений и др.

В состав президиума мероприятия вошли:

  • Г.П. Воронин, президент ВОК, главный редактор журнала «Стандарты и качество»;
  • Г.А. Климович, начальник отдела технического регулирования Департамента оборонной промышленности аппарата Правительства РФ;
  • А.П. Ситнов, председатель Консультативного совета отделения спецтехники и конверсии Академии проблем качества, президент, председатель Совета директоров ЗАО «Двигатели «Владимир Климов – Мотор Сич»;
  • А.Н. Лоцманов, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия;
  • А.И. Анискин, исполнительный директор ВОК, директор по развитию бизнеса РИА «Стандарты и качество».

Открыл дискуссию круглого стола доклад директора Центра научных исследований и законодательно-правового анализа АНО «Военный Регистр» – заместителя руководителя Центрального органа СДС «Военный Регистр» С.Б. Дорохова «Проблемные вопросы обеспечения качества в ОПК и основные положения проекта концепции "Система гарантированного обеспечения качества продукции оборонного назначения"». Докладчик заявил, что в настоящее время не работает система государственного контроля качества и сертификации персонала, вся эта работа возложена на самих производителей продукции, а те выполняют ее на свое усмотрение в зависимости от вовлеченности руководства, и на всех уровнях сталкиваясь с сопротивлением персонала. Он отметил жгучую проблему управления: на место руководителей предприятиями и холдингами ВПК приходят люди, далекие от промышленности, и каждый раз – со своей командой. С.Б. Дорохов также заявил, что до сих по остается не ясным, что такое СМК: система управления качеством или система качественного управления, поэтому, по его словам, «получается, мы проверяем не то, что нужно, а то, что нужно, не проверяем». Также он сообщил: «Мы разработали проект концепции обеспечения гарантированного качества – с участием специалистов. Это идеи еще старой советской школы: КСУКП, КАНАРСПИ, НОТ. Это нельзя выбрасывать, или, как говорят, гильотинировать! Это надо использовать активно, потому что стандарты ISO были разработаны на основе наших требований и нашими же специалистами. Просто сейчас мы увидели эти требования в другом ракурсе и пытаемся их выполнять, но уже с другой стороны».

О.М. Пенкин, член президиума отделения спецтехники и конверсии МОО «Академия проблем качества», сделал обзор основных систем государственных военных стандартов.

Заведующий кафедрой экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова А.В. Быстров поднял тему подготовки и переподготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Обсуждение важнейших вопросов контроля и обеспечения качества продукции ОПК, кадрового обеспечения отрасли, применения требований стандартов, создания СМК и других перевело дискуссию в формат полемики.

Так, В.Г. Казаков, член экспертной группы коллегии ВПК РФ по проблемным вопросам обеспечения качества и повышения надежности вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ РФ), начальник аналитического бюро отдела стратегического планирования АО «ММЗ "Авангард"», отметил, что внедрение стандартов ISO привело к подмене понятия «качество продукции» – на «менеджмент качества». Он напомнил, что основой СМК во всем мире стала саратовская система бездефектного изготовления продукции, и выразил сожаление, что оценка соответствия СМК была превращена в бизнес, началась по сути продажа сертификатов. Докладчик внес предложение записать в резолюцию: прекратить добровольную сертификацию в оборонном комплексе. Также он указал на абсурдность некоторых положений новых стандартов ГОСТР РВ в области менеджмента качества.

А.И. Старостин, советник по науке вице-президента ОАО «ТВЭЛ», сообщил, что в системе Росатома действуют требования «нулевой отказ», например для газовых центрифуг. Срок эксплуатации атомных электростанций продлевается до 60 лет, внедряются новые виды реакторов на быстрых нейтронах. Выход здесь только один: начиная с наноконструирования конструкционных наноматериалов, их надо внедрять и одновременно испытывать. «Если в рамках цифровизации с самого начала не организовать весь цифровой контур, просто так, на бумаге, потом ничего не получится. Новые вооружения и новые системы на прежних материалах и технологических подходах принципиально нельзя создавать», – уверен А.И. Старостин.

И.И. Чайка, советник генерального директора Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», оппонируя тем выступавшим, кто критиковал ISO 9001, обратил внимание на то, что в первых строках стандарта записана его цель – создать на предприятии такую систему, которая позволит обеспечить постоянное удовлетворение требований заказчика. «Постоянно! И слова "эффективность" там нет, есть слово "результативность". И ничего другого» – заявил эксперт.

В обсуждении темы круглого стола также приняли участие: Г.П. Воронин, А.Н. Лоцманов, А.П. Ситнов, М.Л. Рахманов, главный научный сотрудник ФГАУ «НИИ "ЦЭПП"», А.В. Быстров, заведующий кафедрой экономики промышленности ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», П.А. Ведмидь, заместитель директора по развитию ООО «ПЛМ "Урал"».

Очень интересный доклад сделал С.Н. Остапенко, заместитель генерального директора по производственно-технологической политике АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», который подробно рассказал о системе контроля качества продукции организации. Особого внимания заслуживает и комментарий этого выступления В.Ф. Воробьева, первого вице-президента ВОК.

video По итогам работы Форума качества – 2019 принята резолюция, которая будет направлена в Правительство Российской Федерации, профильные комитеты Госдумы, министерства и ведомства.

РЕЗОЛЮЦИЯ ВДК-2019 Скачать

Статьи по материалам пленарного заседания и круглым столам Форума качества – 2019 будут опубликованы в ближайших номерах журналов «Стандарты и качество», «Методы менеджмента качества», «Контроль качества продукции».

Рекомендации круглого стола «Качество вооружений и военной техники» Скачать

Рекомендации круглого стола «Качество продукции железнодорожного машиностроения» Скачать

участникам ВДК




участникам ВДК

Производственная экскурсия на АО «МЕТРОВАГОНМАШ». Фоторепортаж.

экскурсия_коллаж_1
Экскурсия_коллаж_3_1
Экскурсия_коллаж_2